+7495280-08-16
агентствам
+7495825-25-00
туристам

Об особенностях коммерческого мышления и туристического сервиса на олимпийском курорте

Утих ажиотаж на Красной Поляне. Администрация Сочи отчиталась: город-курорт принял 167 276 туристов, из которых 53670 человек отдыхали в горном кластере, обеспечив гостиницам полную загрузку. О том, почему основная часть каникулярного турпотока прошла мимо турфирм и удастся ли зарабатывать на олимпийском курорте в будущем, читайте в этой публикации HotLine.Travel.

В замедленной съемке

Большинству московских и местных туроператоров удалось получить лишь весьма ограниченное количество номеров в гостиницах Красной Поляны на высокие даты. Переговоры о сотрудничестве с отелями шли трудно и очень долго – как будто в режиме замедленной съемки. «Начали обсуждение контрактов на 2015 г. еще летом, а закончили в ноябре», – говорит заместитель гендиректора «Джет Тревел» Максим Приставко. «Да, последние договоры я подписал в двадцатых числах ноября на туристическом форуме в Сочи, – подтверждает гендиректор компании „Дельфин“ Сергей Ромашкин. – Особой заинтересованности со стороны отельеров не было заметно, многие предлагали туроператорам бронировать номера после 15 января».

Дело в том, что практически все горнолыжные отели загрузили высокие даты прямыми продажами, и уже в сентябре-октябре начались массовые стоп-сейлы. А кто продолжал продажи, те отказывали турфирмам в вознаграждении, предлагали розничные цены, отмечает Александра Сердюченко, директор сочинской компании «Аэлита». «Когда стало понятно, что горнолыжный кластер заполнен, стали продавать туристам размещение в Имеретинке, Лазаревском, Большом Сочи, – продолжает г-жа Сердюченко. – Хорошо пошли отели, которые предлагали проживание в пакете с трансферами на Красную Поляну». Это был довольно экономичный вариант размещения, но подходящий скорее для тех, кто хотел посетить олимпийский курорт с экскурсионными целями, а для активных катальщиков неудобный.

В декабре случилось неожиданное: многие гостиницы Красной Поляны, которые с середины осени стояли на стопе, возобновили продажи. Как полагают в «Аэлите», отельеры к тому времени провели у себя сверку данных и обнаружили недогруженные емкости, а также номера, которые были забронированы, но не оплачены частными лицами. Эти остатки и выбросили на рынок.
А буквально уже под Новый год вдруг появилась возможность бронировать проживание на высокогорной олимпийской базе. Это один самых привлекательных вариантов для опытных лыжников, но его почему-то держали в резерве до последнего.

В общем, управляющие гостиниц преподносили профессиональному рынку один сюрприз за другим, и работа туроператоров пошла в спокойном плановом режиме только после завершения каникул. По словам Максима Приставко, «Джет» уже продал на февраль и март гораздо больше туров, чем на высокие даты.

Но, если разобраться, что такое в данном случае «больше» или «меньше»? Красная Поляна – национальный проект, как в свое время БАМ. Медийной шумихи много, и мы его рассматриваем будто бы через увеличительное стекло. А на самом деле, отмечает Сергей Ромашкин, 167 тысяч туристов, посетившие Сочи в каникулярные дни, – это чуть больше 4% от 4-миллионной армии гостей, принятых в регионе за 2013 г. (14-й непоказателен из-за Олимпиады). И для турфирм местная горнолыжка имеет соответствующее значение: несколько процентов в общем объеме бизнеса.

Тем не менее операторы заинтересованы в укреплении сотрудничества с отельерами Красной Поляны и активных продажах высокого сезона. Вопрос в том, как поведут себя управляющие гостиниц.

С одной стороны, у них явно есть некое головокружение от успехов. С другой – пока неясно, чего в 2015 году ждать от клиентов. В этот раз многие приехали под влиянием постолимпийского ажиотажа, а дальше все будет зависеть от того, какие выводы сделали туристы насчет местного сервиса, инфраструктуры, условий катания, и какие цены предложит Красная Поляна на следующую зиму.

Турфирмы работали как справочные

Что касается горнолыжной инфраструктуры, то тут Поляне можно смело ставить пять баллов, говорит Сергей Войтович, известный эксперт внутреннего рынка: все оборудование – самое новое и современное.

По части общей курортной инфраструктуры и культуры обслуживания есть над чем работать. «Например, в регионе нет туристско-информационных центров, и получалось так, что мы выполняли их функцию на общественных началах, как справочное бюро, – говорит Александра Сердюченко. – Мы не жалуемся, такая работа тоже дает определенный полезный опыт, но все же информационную поддержку туристов, которые организуют свои поездки в Сочи самостоятельно, надо организовывать централизованно».

Кстати, в практике «Аэлиты» был даже такой случай: обратились люди с Урала, которым их местное турагентство забронировало сочинский отель через некий интернет-сайт. Приехали туристы на отдых – а такого отеля не существует…

Это, конечно, исключение. Как правило, вопросы были житейские: как ходит транспорт? Где купить билет? Почему не все автомобили допускают на Красную Поляну? Что с подъемниками? Какие трассы закрыты, а какие открыты для катания?

Последняя тема приобрела особую актуальность в те два дня, когда на Сочи обрушился снегопад. Горнолыжники, в принципе, к таким вещам относятся с пониманием: ничего не поделаешь, погода в горах непредсказуема. Но только на европейских курортах есть электронные табло со всеми зонами катания, показывающие, где в данный момент можно кататься. Аналогичный сервис необходим и на Красной Поляне, учитывая, что зоны катания не связаны.

Ну и, конечно, отдельная тема – автомобильные пробки. В иные дни на дорогу из центра Сочи до склонов можно было потратить 4 часа. Не все туристы, которые жили в прибрежных отелях и с самого начала намеревались съездить в горы с экскурсионными целями, смогли это осуществить.

«Администрация региона сделала все возможное, чтобы урегулировать проблему, – отмечает Сергей Войтович. – Мэр Сочи Анатолий Пахомов лично участвовал в этой работе, а это о многом говорит».

Турист vs гаишник

Местные жители утверждают, что пробки возникли главным образом потому, что на постах ДПС досматривали каждую машину и не пускали в горы тех, кто ехал на летней резине. Многие водители не сразу соглашались подчиниться, и задерживали всех, кто ехал за ними. «А ведь людей заранее предупреждали: надо переобуваться, – говорит Андрей Андреевич, руководитель одного из ресторанов на Красной Поляне. – Нельзя подвергать опасности себя и других».

Вот такая борьба за безопасность движения развернулась в Сочи прямо в высокий туристический сезон.

Помимо пробок многие были шокированы повадками самих сотрудников местной ГИБДД, и вообще полицейских. Вот лишь один из сюжетов на эту тему из сочинского блога.

«Вчера ехал на машине на Розу Хутор. Меня остановили на посту ДПС.
Сотрудник полиции заявил, что на серпантине я выехал на разделительную линию, пообещал лишение прав на год и предложил помочь ему материально.

Угрожал задержать меня на 12 часов и отправить машину на штрафстоянку. Когда он понял, что я не буду платить, вернул документы и отпустил. Друзья, соблюдайте правила дорожного движения и не поддавайтесь на разводы». Подобные истории на blogsochi.ru и других сайтах представлены во множестве. «Заработать на туристах пытались все», – пишут пользователи.
Словом, Сочи по общей культуре быта пока еще не дотягивает до европейских аналогов. Но главный критерий, на который сейчас ориентируется турист, – это, конечно, цена.

Теперь о ценах

По причине ослабления рубля горнолыжный отдых на Красной Поляне в этом году был экономичнее, чем в любой загранице. Даже те, кто бронировал туры в Альпы сильно заранее, еще не по драконовскому курсу евро, говорят, что в итоге потратили там гораздо больше, чем хотелось бы – по причине высоких дополнительных расходов. А уж со второй половины января, когда гостиницы на отечественном олимпийском курорте подешевели на 30–40%, ценовая разница стала вообще кардинальной.

Но вопрос-то в том, что будет с тарифами на высокие даты следующего сезона, и тут все очень туманно. Многое зависит от такого скрытого для всех нас фактора, как экономика проектов, отмечает Сергей Ромашкин. Владельцы объектов на Красной Поляне несут многомиллиардную кредитную нагрузку, изначально они рассчитывали на государственные компенсации (дело-то национальной важности). Но в 2014 г. у страны были гораздо более насущные статьи расходов. Удастся ли договориться о реструктуризации кредитов в ближайшем будущем? Вот что повлияет на горнолыжный ценник в Сочи. И еще многое-многое другое.

Итак, афтепати Олимпиады на Красной Поляне объявляется завершенным. Можно считать, что мероприятие в целом прошло вполне успешно – снег, например, на склонах был. Хотя выпал буквально в последних числах декабря, и все изрядно понервничали. Все-таки субтропики – для лыжников зона «рискованного земледелия». А потому при любом экономическом раскладе отельерам отнюдь не гарантированы активные ранние продажи (какие были в этом году по причине ажиотажа). Люди будут выжидать, смотреть, какие перспективы по погоде. И на таком фоне управляющие отелей, может быть, все-таки проявят заинтересованность в туроператорах?

www.hotline.travel

Карта сайта

Курсы валют 24/11

Внутренний курс

$ 59,6314 руб. € 70,5619 руб.

Курс ЦБ

$ 58,4622 руб. € 69,1783 руб.
12+

Связаться с нами

Телефон поддержки туристов: +7 495 825–25–00

Главный офис

(ТОЛЬКО ДЛЯ ТУРАГЕНТСТВ) на м. Савеловская, схема проезда
Агентствам +7 495 280–08–16 +7 495 280–08–17 (факс)
Туристам +7 495 825-25-00

Авиакасса

+7 495 280–08–15 (142)

© 2001-2017 Туроператор «Дельфин». Все права защищены