+7495280-08-16
агентствам
+7495825-25-00
туристам

Туроператоры озвучили свои требования к курортному сбору

Курортный сбор из стадии «предположительной» перешел в стадию «законодательную»: поручение, предписывающее ввести такой сбор, направил правительству президент России Владимир Путин. «Внести в законодательство РФ изменения, предусматривающие введение курортного сбора, доходы от которого могут быть направлены на развитие санаторно-курортного комплекса Российской Федерации», — говорится в документе, опубликованном на официальном сайте Кремля. Согласно данным поручения, оно должно быть выполнено до 1 марта 2017 года, ответственным за исполнение назначен премьер-министр Дмитрий Медведев. Формально считается, что курортный сбор сможет стать существенным вкладом в совершенствование инфраструктуры курортов, соответственно может поспособствовать росту внутреннего турпотока. Эксперты турбизнеса, опрошенные корреспондентом инфогруппы «ТУРПРОМ» в свою очередь предупреждают, что эта мера нуждается в тщательной разработке, иначе способна сыграть «в минус», причем в первую очередь для организованного туризма.

Отметим, что институт курортного сбора имеет давнюю историю. Еще во времена Советского Союза курортный сбор был впервые введен постановлением Центрального исполнительного комитета (ЦИК) от 17 августа 1933 г. Все туристы, кроме военнослужащих и малоимущих, приезжающие в курортные зоны, должны были вносить единовременную плату 3 руб. на «благоустройство курортов и культурное обслуживание». Однако в 1936 г. сбор был заменен единой государственной пошлиной на путевки. С 1960 г. курортный сбор взимался профсоюзными органами с самих санаториев и домов отдыха. При этом сохранился сбор для туристов, прибывающих на отдых в эти санатории без путевок (его размер устанавливался законодательными актами союзных республик).

В России данный закон пытались ввести еще в 1991 году, но так как никакие сборы «не успевали» за инфляцией – вопрос забылся. В свою очередь за рубежом к началу 2010 на многих популярных курортах были введены курортные сборы в целях развития инфраструктуры, а также «компенсации» ущерба от туристов. Подобные сборы имеют место, например, в городах Италии, Испании, Швейцарии, Франции, а из «постсоветского» пространства их практикует Юрмала и ряд других курортов. В России данную идею продвигали южные регионы – имеющие большой турпоток. В частности, весной 2011 года с идеей о возвращении местных налогов на отдыхающих выступили мэр Анапы Татьяна Евсикова и губернатор Ставропольского края Валерий Гаевский. На уровне правительства идею о введении налога на туристов впервые предложил в сентябре 2014 года премьер-министр Дмитрий Медведев. Летом 2015 за неё «ухватиось» Министерство по делам Северного Кавказа, которое предложило установить фиксированный сбор на туристов, приезжающих на курорты Ставропольского края (в гостиницы, санатории и пансионаты). Предполагалось, что как граждане РФ, так и иностранцы будут платить до 100 рублей в день.

Наконец, 26 августа 2016 года на заседании президиума Госсовета РФ Путин лично обозначил вопрос введения курортного сбора, однако потребовал с осторожностью подойти к этому вопросу, чтобы он не был обременителен для отдыхающих и чтобы вырученные от него деньги направлялись строго на развитие курортной инфраструктуры. Глава Минфина РФ Антон Силуанов тогда же отметил, что плата должна быть приемлемой для отдыхающих, например, 50–100 рублей.

Вопрос, когда и как будет взиматься плата – один из наиболее острых и скользких. Например, министр курортов и туризма Крыма Сергей Стрельбицкий уже успел высказаться, что налог должен быть единовременным, а его сумма не должна превышать 300 рублей – т.е. аппетиты чиновников растут на глазах. А Ставрополье вообще предложило оплату в 100 рублей за день проживания (!!!)

При этом эксперты-туроператоры подчеркивают, что в данном вопросе необходимо учитывать конкретную специфику региона. Причем возможные способы самого простого администрирования у туроператоров вызывает большие опасения, ведь именно законопослушный турбизнес имеет шанс оказаться в самой невыгодной ситуации. «Один из основных вопросов – как курортный сбор будет взиматься. Со стороны туррынка основное опасение состоит в том, что туристы, которые приезжают через легальных туроператоров, которые размещаются в легальных средствах размещения, курортный сбор так или иначе уплачивать будут. В то время как теневой туристический поток, который размещается в нелегальных объектах размещения, будет от этого избавлен. Такая ситуация может негативно повлиять на развитие легального организованного и безопасного внутреннего туризма, и подтолкнуть мелких туроператоров уйти „в тень“, — считает директор по продажам „НТК Интурист“ Сергей Толчин. Вопрос, как учитывать постояльцев частного сектора, мини-отелей, гостевых домов и других мелких мест размещения, работающих „в серую“, и взимать с них курортный сбор, весьма сложен.

Кроме того, вопросы вызывает и сама сумма. „По размеру суммы тоже сейчас усреднено трудно сказать – могут быть разные варианты, одно дело экскурсионный город, где люди бывают два-три дня, а бывает пляжный и медицинский отдых. Сумма однозначно должна учитывать специфику региона, а также финансовую состоятельность профиля туристического потока“, — подчеркнул эксперт. Иначе, по словам собеседника, может получиться так, что формально сумма уходит на поддержание туризма в регионе, а фактически отталкивает от него потенциальных гостей.

Аналогичное мнение высказывают и другие туроператоры. „Предложение о единовременной выплате фиксированной суммы представляется более разумным. Выплата какой-то суммы ежедневно не учитывает специфики туров – например, в Ставрополье предложили выплачивать 100 рублей ежедневно. Однако если эту скромную сумму умножить на продолжительность лечебного тура минимум в две недели – это окажется существенная цифра для многих внутренних туристов“, — отметил Сергей Ромашкин, гендиректор туроператора „Дельфин“. Соответственно, по оценке эксперта, если регионам будет позволено выбирать вид оплаты, то турпотоки имеют все шансы „уходить“ из тех регионов, где курортный сбор будет завышен.

Кроме того, по словам эксперта, турист должен понимать, за что платит. „Туриста не слишком вдохновляет идея поддерживать своим рублем экономику региона – но, возможно, будет полезным наглядное доказательство, на что были потрачены эти рубли. Вплоть до „вещественных доказательств“, вроде памятных табличек у достопримечательностей, которые были восстановлены за счет курортного сбора“, — отметил Сергей Ромашкин.

Впрочем, еще большим „бонусом“ могут стать затраты на конкретного туриста. „Если обратиться к опыту той же Швейцарии, где введен курортный сбор – туристу, заплатившему его, предоставляются приятные бонусы – скидки на билеты в музеи, туристический проездной, та же бонусная карта города. Туристу приятно „подержать в руках“ то, за что он платит“, — резюмировал Сергей Ромашкин.

Турпром

Карта сайта

Курсы валют 21/11

Внутренний курс

$ 60,4601 руб. € 71,0587 руб.

Курс ЦБ

$ 59,2746 руб. € 69,6654 руб.
12+

Связаться с нами

Телефон поддержки туристов: +7 495 825–25–00

Главный офис

(ТОЛЬКО ДЛЯ ТУРАГЕНТСТВ) на м. Савеловская, схема проезда
Агентствам +7 495 280–08–16 +7 495 280–08–17 (факс)
Туристам +7 495 825-25-00

Авиакасса

+7 495 280–08–15 (142)

© 2001-2017 Туроператор «Дельфин». Все права защищены