+7495280-08-16
агентствам
+7495825-25-00
туристам

Каникулы в постсоветском пространстве

Ближнее зарубежье влечет все больше туристов

Годы кризиса заставили российских туристов искать новые, максимально бюджетные направления для путешествий. Грузия и Армения за два года стали туристическими хитами. Своей популярности они не теряют и с возвращением россиян на излюбленные европейские направления. У отечественных туристов появился даже еще один фаворит — Азербайджан. «Деньги» выяснили, чем страны ближнего зарубежья теперь привлекают путешественников.

Новый год в ближнем зарубежье

По данным Skyscanner, в топ-20 направлений для поездок на ближайшие новогодние праздники входят три страны ближнего зарубежья: на восьмом месте общего списка Грузия (+46% запросов относительно аналогичного периода прошлого года), на десятом — Азербайджан (+118%), на восемнадцатом Армения (+4%). Менеджер по развитию компании в России Дмитрий Хаванский не исключает, что в ближайшее время Грузия и Азербайджан поменяются местами. «Многие путешественники Тбилиси уже посетили и теперь открывают для себя Баку, кроме того, полеты в Азербайджан становятся все более доступными для россиян: много новых рейсов, появились новые перевозчики на маршрутах в Баку и Гянджу, в том числе „Победа“»,— рассуждает он.

Похожие расчеты у поисковика Momondo. По словам представителя сервиса Ирины Рябовол, за последние два года спрос российских путешественников на зимние поездки в Грузию вырос на 74%, в Армению — на 29%. Азербайджан с 2015 года показал взрывной рост в 141%. «Сейчас страна на четвертом месте по популярности среди постсоветских направлений, но уже в 2018 году, по нашим прогнозам, переместится на второе»,— отмечает она. Директор по развитию OneTwoTrip Аркадий Гинес рассказывает, что за год спрос на новогодние поездки в Грузию вырос на 29%. «Это интересная страна для путешественников, большое количество достопримечательностей, местная кухня, невысокие расходы на месте плюс возможность всесезонного отдыха: зимой здесь пользуются спросом горнолыжные курорты»,— перечисляет он. Число продаж авиабилетов в Баку на новогодние даты, по словам господина Гинеса, за год выросло на 70%. Это произошло, в частности, на фоне снижения стоимости перелета за аналогичный период на 27%, до 13 тыс. руб.

История роста

Туристический ренессанс стран постсоветского пространства начался вместе с кризисом 2014 года, когда многие привыкшие путешествовать россияне были вынуждены пересмотреть свои расходы. Если в первый год кризиса многие в принципе предпочли воздержаться от зарубежных поездок, то уже на второй начали активно искать новые маршруты. Это хорошо видно по статистическим сводкам. По расчетам Погранслужбы ФСБ России, в 2013 году россияне совершили в Грузию 22,8 тыс. туристических поездок, а в 2016 году — уже 105,8 тыс. Совокупно за три года их число выросло в четыре с половиной раза. Доля страны в общем количестве туристических выездов за рубеж росла еще более наглядно: с 0,12% в 2013 году до 1,07% в 2016-м. Сходная динамика у Армении: с 2013 по 2016 год число туристических поездок в страну выросло в общей сложности на 28% (до 61,5 тыс.), а доля страны в общей структуре выезда за аналогичный период выросла с 0,26% до 0,6%. В случае с Азербайджаном число туристических поездок за четыре года увеличилось на 18%, доля направления — с 0,24% до 0,5%.

Заметная позитивная динамика сохранилась и в этом году. По данным Погранслужбы, за первое полугодие число туристических поездок в Грузию увеличилось на 86,6% по отношению к аналогичному периоду прошлого года, доля направления увеличилась с 1% до 1,2%. В Армению стали ездить на 60,6% чаще, доля страны выросла с 0,72% до 0,74%. В Азербайджан направилось на 59% больше путешественников, его доля увеличилась с 0,55% до 0,56%.

Неконкурентная среда

Сохранить популярность направлениям ближнего зарубежья удалось на фоне резкого падения интереса россиян к внутреннему туризму, который в годы кризиса также считался альтернативой резко подорожавшим европейским странам. Судя по представленным ранее по просьбе «Денег» расчетам OneTwoTrip, доля российских направлений в общей структуре продаж авиабилетов на новогодние даты за последний год сократилась с 35% до 27%. Динамика организованного рынка еще более наглядна: по данным Level.Travel, доля России в структуре продаж туров на новогодние даты за тот же период снизилась с 16% до 3%.

Гендиректор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин считает, что в отличие от российских курортов конкурентов у стран постсоветского пространства практически нет. «Это намного более защищенная ниша за счет того, что речь идет прежде всего о поездках с широкой познавательной программой: условно, Турция, которая считается основным конкурентом для Сочи, не может конкурировать с той же Грузией»,— объясняет он. Кроме того, по словам господина Ромашкина, значительный рост ближнезарубежным направлениям обеспечивают внутренние драйверы. «Например, в случае с Грузией сейчас мы видим продолжительный эффект отложенного спроса: направление всегда было интересно туристам, но долгое время они не ездили туда из-за геополитических сложностей»,— объясняет он.

Именно международная обстановка, по всей видимости, остается ключевым фактором для падения интереса отечественных путешественников к странам постсоветского пространства. Так, согласно данным Skyscanner, единственным направлением в этом сегменте, спрос на которое устойчиво сокращается последние четыре года, выступает Украина. В 2014 году направление аккумулировало 0,44% поисковых запросов пользователей, в 2015-м — 0,34%, в 2016-м — 0,32%, в 2017-м — 0,23%.

Несмотря на то что страны ближнего зарубежья традиционно считаются направлениями самостоятельного бронирования, с начала роста спроса на них в 2015 году интерес к ним со стороны туроператоров неуклонно растет. Правда, пока в случае с организованными поездками речь идет в основном лишь о самой востребованной стране постсоветского пространства — Грузии. По оценкам OnlineTur.ru, за 11 месяцев этого года число проданных туров в страну выросло в восемь раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого. «Сработал эффект сарафанного радио: Грузию активно посещают самостоятельные туристы, это доступное направление с мягким климатом и отсутствием языкового барьера»,— объясняет представитель компании Игорь Блинов. С ним соглашается руководитель отдела продаж туров сервиса Tutu.ru Мария Чупина. «Туроператоры действительно обратили внимание на это направление в последние два года, стараясь расширить линейку бюджетных предложений, кроме того, это безвизовая страна, туры можно покупать в любое удобное время»,— рассуждает она. Госпожа Чупина предполагает, что хороший потенциал для развития организованного туризма среди стран ближнего зарубежья есть у Армении, где отдых на озере Севан компенсирует отсутствие выхода к морю, и Белоруссии за счет наличия большой санаторно-курортной базы. По словам Сергея Ромашкина, наиболее заметный рост спроса со стороны организованных туристов в этом году показывает именно Армения: за год продажи туров туда увеличилась в два с половиной раза за счет возможности посещать страну по внутренним паспортам. «Загранпаспорта в принципе имеют лишь около 20% россиян, так что эта мера автоматически увеличила потенциальную аудиторию направления в два-три раза»,— объясняет он. Спрос на Грузию, по оценкам господина Ромашкина, за год вырос на 20%, Азербайджан — на 10%. Несмотря на позитивную динамику продаж, он уверен: в ближайшем будущем ждать выхода на рынок направлений ближнего зарубежья крупных туроператоров не стоит. «Этот сегмент по-прежнему больше интересен нишевым игрокам и небольшим компаниям: даже если в Грузию в этом году съездят 600–700 тыс. человек, это будет несопоставимо с Турцией, куда отправятся несколько миллионов»,— рассуждает он.

Предпосылки к организации

Несмотря на то что страны ближнего зарубежья традиционно считаются направлениями самостоятельного бронирования, с начала роста спроса на них в 2015 году интерес к ним со стороны туроператоров неуклонно растет. Правда, пока в случае с организованными поездками речь идет в основном лишь о самой востребованной стране постсоветского пространства — Грузии. По оценкам OnlineTur.ru, за 11 месяцев этого года число проданных туров в страну выросло в восемь раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого. «Сработал эффект сарафанного радио: Грузию активно посещают самостоятельные туристы, это доступное направление с мягким климатом и отсутствием языкового барьера»,— объясняет представитель компании Игорь Блинов. С ним соглашается руководитель отдела продаж туров сервиса Tutu.ru Мария Чупина. «Туроператоры действительно обратили внимание на это направление в последние два года, стараясь расширить линейку бюджетных предложений, кроме того, это безвизовая страна, туры можно покупать в любое удобное время»,— рассуждает она. Госпожа Чупина предполагает, что хороший потенциал для развития организованного туризма среди стран ближнего зарубежья есть у Армении, где отдых на озере Севан компенсирует отсутствие выхода к морю, и Белоруссии за счет наличия большой санаторно-курортной базы.

По словам Сергея Ромашкина, наиболее заметный рост спроса со стороны организованных туристов в этом году показывает именно Армения: за год продажи туров туда увеличилась в два с половиной раза за счет возможности посещать страну по внутренним паспортам. «Загранпаспорта в принципе имеют лишь около 20% россиян, так что эта мера автоматически увеличила потенциальную аудиторию направления в два-три раза»,— объясняет он. Спрос на Грузию, по оценкам господина Ромашкина, за год вырос на 20%, Азербайджан — на 10%. Несмотря на позитивную динамику продаж, он уверен: в ближайшем будущем ждать выхода на рынок направлений ближнего зарубежья крупных туроператоров не стоит. «Этот сегмент по-прежнему больше интересен нишевым игрокам и небольшим компаниям: даже если в Грузию в этом году съездят 600–700 тыс. человек, это будет несопоставимо с Турцией, куда отправятся несколько миллионов»,— рассуждает он.

Планы на рост

В отличие от российских, никаких предпосылок для падения интереса путешественников у направлений постсоветского пространства пока нет, уверены опрошенные «Деньгами» участники туристического рынка. «На фоне довольно высокого курса евро путешествия в любимые россиянами западноевропейские страны по-прежнему дороги, поэтому ближнее зарубежье в ближайшие годы сохранит свою привлекательность»,— прогнозирует Дмитрий Хаванский из Skyscanner. По его оценкам, единственную проблему для стран ближнего зарубежья может составить увеличение числа рейсов авиакомпаний-лоукостеров в другие страны. Например, «Победа» в этом году открыла два турецких направления — Газипаша и Стамбул, перевозчик уже осуществляет рейсы в Братиславу, Ларнаку, Тиват, Милан и Пизу. Wizzair помимо Будапешта запустил рейсы из России в Дебрецен — второй по величине город Венгрии. «Внимание путешественников из России может постепенно переключиться и на страны Восточной, Южной Европы, Турцию»,— предполагает господин Хаванский.

О том, что туристическое будущее постсоветских стран зависит именно от цен на билеты, говорит и Аркадий Гинес из OneTwoTrip. «Статистика показывает: недорогой перелет и небольшие расходы на месте серьезно стимулируют спрос на поездки в города СНГ среди туристов, интересующихся новыми направлениями»,— рассказывает он. По его словам, если в дальнейшем цена на перелеты продолжит снижаться или останется на нынешнем уровне, то спрос на туристические города ближнего зарубежья продолжит расти. Игорь Блинов делает позитивные прогнозы и для организованного рынка. По его словам, в этом сегменте постсоветские страны только начинают набирать популярность, а Грузия в дальнейшем может стать конкурентным пляжным направлением.

Коммерсант.ru

Карта сайта

Курсы валют 18/01

Внутренний курс

$ 57,7244 руб. € 70,5565 руб.

Курс ЦБ

$ 56,5925 руб. € 69,173 руб.
12+

Связаться с нами

Телефон поддержки туристов: +7 495 825–25–00

Главный офис

(ТОЛЬКО ДЛЯ ТУРАГЕНТСТВ) на м. Савеловская, схема проезда
Агентствам +7 495 280–08–16 +7 495 280–08–17 (факс)
Туристам +7 495 825-25-00

Авиакасса

+7 495 280–08–15 (142)

© 2001-2018 Туроператор «Дельфин». Все права защищены