Туристам
+7 495 825-25-00
Агентствам
+7 495 280-08-16
Будни: 9:00-20:00, Сб: 10:00-16:00, Вс: выходной
СтраныГде купитьТуристамАгентствамО нас

Внутренний туризм в поисках точек роста

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и Центр развития региональной политики составили рейтинг наиболее перспективных регионов России с точки зрения развития внутреннего туризма. Согласно исследованию, лидерами народного голосования в зависимости от целей потенциальной туристической поездки стали: Крым (29%) – отдых и развлечения, Санкт-Петербург (58%) – культурные достопримечательности, Байкал (19%) – природа и животный мир, Сочи (21%) – спортивный отдых, Кавказ и Минеральные воды (13%) – лечебный курорт, Санкт-Петербург (27%) – наиболее интересное туристическое место.

Среди предпочтительных для поездок регионов, обладающих высоким, но пока не в полной мере реализованным туристическим потенциалом, россияне назвали Волгоградскую область (65%), Сахалин (64%) и Шантарские острова (60%).

На встрече с экспертами турбизнеса директор Центра развития региональной политики ВЦИОМ Илья Гращенков отметил, что столь масштабное исследование, посвященное теме внутреннего туризма, было проведено впервые. Было опрошено 1600 респондентов по всей России. «Мы попытались выявить отношение к внутреннему туризму и оценить потенциал этого рынка. Проанализировали полученные результаты и основные проблемы, не позволяющие внутреннему туристу выйти на первый план. Кстати, выяснилось, что многие россияне даже не представляют, какими достопримечательностями богата Россия», – заключил он.

За последние пять лет россияне чаще всего бывали с туристическими целями в Краснодарском крае (31%), Крыму (11%), Санкт-Петербурге (5%), Москве (4%), Татарстане (3%), Ставропольском крае (2%) и Хакасии (2%). «Среди самых потенциально интересных для посещения мест мы фиксируем территории, наиболее часто мелькающие в информационном поле в связи с различными событиями. Прежде всего, это столичный регион, Петербург и Крым», – сказал г-н Гращенков.

«Однако россияне зачастую не могут четко определиться с привлекательными для них туристическими направлениями», – уточнил он. Например, почти треть опрошенных в принципе не рассматривают спортивный туризм на территории России, каждый десятый считает, что в стране некуда поехать с целью восстановления здоровья, 11% не находят для себя привлекательного места с точки зрения природного туризма. В то же время территории для культурного и рекреационного туризма вполне очевидны абсолютному большинству опрошенных – это Петербург (58%), Москва (23%) и Золотое кольцо (13%). «В целом отмечу слабую информированность наших сограждан», – добавил Илья Гращенков.

По словам директора по взаимодействию с органами государственной власти ВЦИОМ Кирилла Родина, в 2019 году внутри России было совершено свыше 60 млн турпоездок, из них порядка 15 млн пришлось на долю въездного туризма из Китая, Казахстана и Украины. «Около 24 миллионов россиян предпочли отдых за рубежом, лидерами таких путешествий стали Турция, Абхазия и Финляндия. При определенных условиях эти туристы вполне могут переориентироваться на отдых в России уже в ближайшие два года», – предположил г-н Родин.

Сейчас рынок российских туристических услуг формируется преимущественно в центральной части страны, Москва и Санкт-Петербурге берут на себя до 60% всего рынка туруслуг, 25% – крупные города-миллионники, 10% – средние по численности населенные пункты богатого Севера (Сургут, Тюмень, Нижний Тагил и т.д.) и только 5% – остальные города и сельские поселения.

Страна имеет значительный потенциал для развития внутреннего туризма: около половины россиян (45%) путешествуют не менее одного раза в год, большинство – по России. Свыше 80% регулярно выезжающих за рубеж туристов (81%) желали бы совершать туристические поездки по стране при сопоставимых условиях. В целом аналогичного мнения придерживается более половины россиян (56%).

По словам генерального директора компании «Дельфин» Сергея Ромашкина, таких исследований, которое провел ВЦИОМ, в России очень мало, и его результаты чрезвычайно важны для рынка. «Со многими цифрами и выводами я согласен, некоторые еще предстоит осознать, а с некоторыми категорически не согласен. Например, с приведенными в докладе цифрами турпотоков – ну нет в России 8 млн туристов с Украины, как и 3 млн из Казахстана», – заметил эксперт.

Кирилл Родин также отметил, что внутренний туризм носит «возрастной» характер – по России охотнее путешествуют те, кто со школьных лет ездил по стране и знает о ее достопримечательностях, а выездной туризм – скорее «молодой». Действительно, как сказала вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Ольга Санаева, уже выросло целое поколение россиян, не знающее своей страны. И сейчас у них подрастают дети, для которых внутренний экскурсионный, спортивный, экологический туризм также не понятны, потому что в младшем школьном возрасте они его «не потрогали». «Сегодня дети очень мало путешествуют по своей стране, детский турпоток сильно упал из-за нормативной базы и перестраховки директоров школ, просто не пускающих учеников в турпоездки – вдруг что случится, пусть лучше вовсе никуда не едут. Крайне важно, чтобы новое поколение захотело путешествовать по России», – подчеркнула Ольга Санаева.

Г-жа Санаева также отметила еще один важный фактор развития туризма. Детские маршруты, финансируемые по федеральным программам, учат региональных туроператоров, отельеров и рестораторов принимать большие турпотоки. Например, «Императорский маршрут» проходит по великолепным городам с хорошей инфраструктурой и отельной базой. «Местный турбизнес заинтересован в приеме детей по низким ценам, а мы получаем доступный по стоимости качественный турпродукт. В России еще много привлекательных, но недооцененных маршрутов, множество мест и территорий, готовых принимать туристов. Важно их продвигать», – уверена она.

Сергей Ромашкин уточнил насчет демографического среза: «Не секрет, что средний возраст нашего туриста – 34–36 лет, это семейные люди, путешествующие с одним или двумя детьми. Мы проанализировали расклад за 10 лет и выяснили, что наши туристы „стареют“ примерно на полгода за год. Но гипотеза, что старшее поколение входит на внутренний рынок, а молодое уезжает в Европу – не подтвердилась».

По его словам, структура потребления турпродукта не меняется годами – россияне постоянно ездят в Краснодарский край. Так было и пять, и пятнадцать лет назад, единственным исключением в этой структуре стал Крым по вполне понятным причинам – продвижение ему обеспечили все участники процесса возвращения полуострова в состав России, включая первое лицо государства.

В то же время Камчатка никогда не станет местом массового туризма, и дело не в дороговизне, а в том, что для туриста из европейской части страны десятичасовой перелет – проблема независимо от уровня доходов. На Камчатку, скорее, приедут туристы из Японии и Китая. «Реальная точка роста – это продвижение российского турпродукта, которым, по факту, занимается только частный бизнес и немного регионы. Федеральная программа поддержки еще не заработала, по большому счету, нет ни стратегии продвижения, ни бюджета, ни даже реального понимания турпотоков», – подчеркнул Сергей Ромашкин.

В качестве примера для подражания он озвучил бюджет Минтуризма Турции на 2020 год – $200 млн. Ожидаемый прирост – 6 млн туристов, то есть привлечение одного туриста оценивается примерно в $35. Совокупные затраты продвижения на российском внутреннем рынке он оценил в 400–600 млн рублей в год. «Мы должны тратить в сто раз больше, тогда туристы поедут куда угодно. Конкуренция огромная, весь мир борется за нашего туриста. Если Россия тоже хочет побороться за российского туриста, она должна серьезно в это вложиться», – сказал Сергей Ромашкин.

Проблема, по его мнению, также и в том, что даже небольшие деньги, выделенные местными властями на развитие туризма, расходуются неэффективно. «Например, Алтайскому краю совершенно незачем тратить несколько миллионов на выставку в Москве, так как 95% туристов приезжает туда из смежных регионов. Весь региональный туризм – это туризм по-соседски. Тому же Байкалу 90% прибытий обеспечивает Иркутская область, а москвичей там менее 5%. Надо вкладывать в продвижение продукта в соседние области», – уверен эксперт.

Источник: Rata-news
Наталья Панферова