+7495280-08-16
агентствам
+7495825-25-00
туристам

Достопримечательности Москвы

Кремль.

Москва. Кремль.Московский Кремль, замечательный памятник истории и архитектуры, давно уже стал символом не только Москвы, но и всей России. Неповторимый и величавый ансамбль Кремля возвышается в самом центре столицы, на Боровицком холме. 

Cловом "кремль" (а также "детинец", "кремник", "кром") называли в Древней Руси центральную, укрепленную часть города. Московский Кремль, который в начале был деревянным, впервые упоминается в летописи 1156 года как "крепость Москва". В то время он занимал только юго-западную часть холма. В 1326–1327 годах на самой высокой точке Боровицкого холма был построен Успенский собор - первый каменный собор в Кремле. А в 1366–1368 годах при князе Дмитрии Донском был возведен и первый каменный Кремль. 

С возвышением Москвы и укреплением Московского княжества росло и значение Кремля. Из обычного укрепленного центра города он стал резиденцией великого князя московского и митрополита. 

Большое каменное строительство в Кремле развернулось при Иване III, который первым из московских князей стал великим князем "всея Руси". По указу Ивана III в Москву были приглашены не только русские мастера, но и зодчие из Италии. 

В 1475–1479 годах по проекту итальянского архитектора Аристотеля Фьораванти был построен новый Успенский собор. В 1505–1508 годах напротив Успенского собора другой итальянский архитектор - Алевиз Новый возвел собор Архангела Михаила (Архангельский собор). На западной стороне Соборной площади был построен дворец Ивана III, включавший Набережную палату, Среднюю Золотую палату и Большую Грановитую палату. До наших дней из этих зданий сохранилась только Грановитая палата - парадный тронный зал Ивана III, возведенный Марко Фрязиным и Пьетро Антонио Солари в 1487–1491 годах. 

В 1485–1495 годах итальянскими мастерами были возведены новые, зубчатыестены и башни Кремля. А в 1505–1508 годах архитектор Бон Фрязин построил колокольню Ивана Великого - и тем самым завершилось создание ансамбля Соборной площади. Окруженная плотно стоящими зданиями, эта площадь стала местом проведения важнейших церемоний и обрядов. 

В 1547 году в Успенском соборе Кремля великий князь московский Иван IV Грозный официально принял титул царя. Именно с этого времени Кремль стал резиденцией российских царей. В память о завоевании Иваном Грозным Казанского ханства в 1555–1561 годах был возведен собор Покрова Богоматери, более известный как храм Василия Блаженного. Храм построили вне стен Кремля, недалеко от Спасских ворот, где уже начал складываться новый общественный центр Москвы - Красная площадь. 

Польская интервенция 1605–1612 годов нанесла архитектурному комплексу Кремля значительный ущерб. Кремлевские храмы были ограблены и осквернены, значительно пострадала царская сокровищница, а все деревянные постройки разобраны на дрова и сожжены. С воцарением династии Романовых Кремль был возрожден и к концу 17 века достиг своего расцвета. Самобытная красота кремлевского ансамбля вызывала у современников образное сравнение с "градом Иерусалимом". 

18 век начался для Кремля страшным пожаром. По приказу Петра I в выгоревшей части между Троицкой и Собакиной башнями начали строить Арсенал. Строительство завершили в 1736 году при императрице Анне Иоанновне. Перед зданием Арсенала была установлена Царь-пушка, отлитая в 1586 году мастером Андреем Чоховым. Это самое большое по калибру орудие в мире. В 1735 году для нее отлили чугунный лафет и ядра. В наши дни Царь-пушка размещается на специальном каменном постаменте близ собора Двенадцати Апостолов в Кремле. 

Еще одна гигантская достопримечательность Кремля - Царь-колокол, отлитый по указу Анны Иоанновны в 1733–1735 годах русскими мастерами И. и М. Маториными. Во время пожара 1737 года от Царь-колокола откололся кусок весом около 700 пудов. До 1836 года колокол находился в литейной яме, а затем был поднят на постамент, сооружённый по проекту архитектора О. Монферрана. В наши дни Царь-колокол размещен у подножия колокольни Ивана Великого. 

В 18 веке древний Кремль, не отвечавший вкусам и запросам нового времени, стал менять свой патриархальный облик. Так, на месте Государева двора, построенного в 15 веке, в 1749–1753 годах архитектор Ф.-Б. Растрелли возвел в стиле барокко новый каменный Зимний дворец, который выходил одним фасадом к Соборной площади, а другим - к Москве-реке. В 1776–1787 годах между Арсеналом и Вознесенским и Чудовым монастырями было построено здание Сената по проекту архитектора М. Казакова. 

В 1810 году по указу Александра I в Кремле было построено здание музея, получившего название Московской Оружейной палаты. Строительство велось по проекту архитектора А. Еготова. Фасад музея украсили барельефы на темы отечественной истории, а аттик был увенчан статуями выдающихся российских просветителей. Открытию музея помешала Отечественная война 1812 года. Москва, захваченная французами, была разграблена и сожжена, тяжело пострадал и Кремль. После окончания войны взорванные стены и башни Кремля, Арсенал, Успенская звонница и Филаретова пристройка колокольни Ивана Великого были бережно восстановлены. В 1814 году Оружейная палата была открыта для посетителей. 

В 1838–1851 годах по указу императора Николая I в Кремле был возведен новый дворцовый комплекс в "национальном русском" стиле. В него вошли Большой Кремлевский дворец, построенный на месте Зимнего дворца, здание Апартаментов и новое, более удобное и более торжественное здание Московской Оружейной палаты. Руководил строительством архитектор К. Тон. Новые здания образовали ансамбль площади, которая получила название Дворцовой, или Императорской. 

В конце 19-начале 20 века Кремль все больше воспринимался современниками как памятник истории и культуры России. Существовал даже проект, который предполагал в итоге превратить весь комплекс Кремля в огромный музей, но осуществлению этих замыслов помешала Октябрьская революция. 

В марте 1918 года первое Советское правительство переехало в Москву и разместилось в Кремле. Кремль был закрыт для свободного посещения. В 1929 году на территории Кремля были снесены древние монастыри - Чудов и Вознесенский. На их месте построили Военную школу. В 1935 году были сняты двуглавые орлы, находившиеся на Спасской, Никольской, Боровицкой и Троицкой башнях, а в 1937 году на этих четырех башнях и Водовзводной башне были установлены рубиновые светящиеся звезды размером от 3 до 3,75 м. 

С 1955 года Кремль снова стал доступен для осмотра. В 1961 году у Троицких ворот, на месте первого здания Оружейной палаты, был возведен Дворец съездов (ныне - Государственный Кремлевский дворец). Это была последняя крупная постройка в Кремле. 

В 1970–1980-х годах в Московском Кремле были проведены уникальные по масштабу ремонтно-реставрационные работы, а в 1990 году Кремль был включен в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. 

В 1991 году был создан Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль", в состав которого вошли Оружейная палата, Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы, церковь Ризположения, Музей прикладного искусства и быта России 17 века, архитектурный ансамбль колокольни Ивана Великого.

Красная площадь.

Москва. Красная площадь.Красная площадь - это центральная площадь Москвы. Она расположена перед восточной стеной Кремля и с трех сторон ограничена зданием Государственного Исторического музея, зданием ГУМа и собором Василия Блаженного. Красная площадь на протяжении многих веков служила ареной важных событий отечественной истории. 

Возникновение Красной площади относится к концу 15 века, когда по приказу царя Ивана III были снесены деревянные постройки вокруг Кремля, угрожавшие царской резиденции постоянными пожарами. На их месте у восточной кремлевской стены была организована площадь для мелкой торговли. Первоначально она так и называлась - Торговая, а в 16 веке ее стали звать Троицкой, потому что в южной части площади находилась церковь Троицы. Красной площадь стали называть только в 17 веке. 

В оборонительных целях в 1508–1516 годах перед кремлевской стеной был вырыт ров глубиной 12 метров, соединивший Москву-реку с рекой Неглинной. Этот ров, с двух сторон огражденный стенами, был засыпан только после 1812 года. В северной стороне площади находились ворота Китай-города, а на восточной стороне размещались ряды торговых помещений. В 1555–1560 годах на южной стороне Красной площади, на месте церкви Троицы, русскими зодчими Бармой и Постником был возведен Покровский собор (собор Василия Блаженного). 

В 30-е годы 16 века на Красной площади был построен помост, получивший название Лобное место. Этот помост служил своеобразной трибуной для объявления важнейших правительственных указов и для торжественных церемоний. Возле Лобного места на бревенчатых помостах иногда совершались казни. В нынешнем виде Лобное место существует с 1786 года, после перестройки его по проекту архитектора М. Ф. Казакова. Оно представляет собой круглое каменное возвышение с площадкой, окружённой парапетом, и лестницей. 

К концу 17 века значение Красной площади в жизни Москвы и Российского государства возросло. В 1697 году здесь был возведен Монетный двор, в 1699 году - Земский приказ, позднее - Главная аптека. В 1755 году в здании Главной аптеки открылся Московский университет. 

В 1786 году по проекту архитектора Дж. Кваренги напротив кремлевской стены были возведены новые торговые ряды. Это здание, разрушенное во время Отечественной войны 1812 года, было перестроено в 1814–1815 годах, а в 1818 году перед ним установили памятник героям борьбы с польской интервенцией Козьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому. В 1930 году этот памятник работы скульптора И. Мартоса был передвинут к Покровскому собору. 

Значительно изменился облик Красной площади в конце 19 века. В 1875–1881 годах на северной стороне площади, на месте Земского приказа, было возведено здание Исторического музея по проекту архитектора В. Шервуда, а в 1889–1893 годах - Верхние торговые ряды (ныне - здание ГУМа) по проекту А. Померанцева. Эти здания были сооружены в псевдорусском стиле, перекликавшемся с башнями и стенами Кремля. 

Следующий этап формирования ансамбля Красной площади был связан уже с советским периодом в истории России. Красная площадь, подобно Кремлю, стала символом новой государственной власти, и даже ее название было переосмыслено с революционной точки зрения. С 1918 года здесь в праздничные дни регулярно проводились парады и демонстрации трудящихся. Именно здесь состоялись парад 7 ноября 1941 года, участники которого уходили с площади прямо на передовую, и парад Победы 24 июня 1945 года. 

В 1924 году на Красной площади, перед кремлевской стеной по проекту А. Щусева был построен деревянный Мавзолей, в котором похоронили Ленина. В 1929–1930 годах Мавзолей был перестроен в камне, а в 1930–1931 годах были созданы трибуны над Мавзолеем по проекту архитектора В. Француза. Тогда же вдоль кремлевской стены высадили ели, а Красную площадь, ранее вымощенную булыжником, покрыли брусчаткой.

Собор Василия Блаженного.

Москва. Собор Василия Блаженного.Собор Василия Блаженного - один из самых ярких и знаменитых памятников древнерусской архитектуры. Уже в 16 веке собор восхищал путешественников и гостей Москвы, а для россиян стал символом отечественной истории и национального характера. 

В 1552 году в честь победы войск Ивана Грозного в войне за покорение Казанского и Астраханского ханства был заложен храм, освященный в честь Святой Троицы. В 1554 году Иван Грозный велел построить на его месте собор Покрова Богородицы с приделами, прославлявшими победу над татарами. Храм в народе именовался Покрова на Рву: собор был построен рядом с глубоким рвом, проходившим вдоль восточной стены Кремля. Позднее в одном из пределов храма был похоронен юродивый Василий Блаженный, благодаря которому собор приобрел свое новое название. 

Авторами собора Василия Блаженного летопись называет русских зодчих - Постника и Барму. Существует легенда, согласно которой Иван Грозный, увидев построенный по их проекту собор, был так восхищен его красотой, что приказал ослепить зодчих, чтобы они не могли нигде больше построить храм, равный по красоте Покровскому собору. Некоторые современные историки предлагают версию, по которой архитектором храма был один человек - Иван Яковлевич Барма, которого прозвали Постником за то, что он держал строгий пост. Что касается легенды об ослеплении Бармы и Постника, ее частичным опровержением может служить тот факт, что имя Постника в дальнейшем встречается в летописи в связи с созданием других значительных архитектурных сооружений. 

Собор Василия Блаженного представляет собой симметричный ансамбль из восьми столпообразных церквей, окружающих девятый - самый высокий - храм, увенчанный шатром. Каждая из восьми церквей названа в честь святого, в чей день произошло то или иное важное событие казанских походов Ивана Грозного; центральная церковь посвящена празднику Покрова Богоматери - именно в этот день Казань была взята приступом. Пределы соединены друг с другом системой переходов. Столпообразные церкви увенчаны луковичными куполами, ни один из которых по архитектурному убранству не повторяет другие. Каждый купол украшен карнизами, кокошниками, окнами, нишами. В целом собор создает ощущение праздничности и нарядности. До конца 17 века, пока на территории Кремля не была построена колокольня Ивана Великого, собор Василия Блаженного являлся самым высоким зданием в Москве. Высота собора составляет 60 метров. 

Всего в соборе Василия Блаженного 9 иконостасов, в которых находится около 400 икон 16–19 веков, представляющих лучшие образцы новгородской и московской иконописных школ. Стены собора оформлены масляной живописью и фресками 16–19 веков. Помимо икон в соборе представлена портретная и пейзажная живопись 19 века, церковная утварь 16–19 веков. Среди особо ценных экспонатов - потир 17 века, принадлежавший царю Алексею Михайловичу. 

В середине 20-х годов 20 века собор Василия Блаженного получил статус музея. С 1934 года он числится филиалом Государственного Исторического музея.

Храм Христа Спасителя.

Москва. Храм Христа Спасителя.

25 декабря 1812 года российский император Александр I издал манифест, по которому в Москве предполагалось возвести храм в честь победы России над армией Наполеона. Новый храм должен был стать олицетворением подвига русского народа и ознаменованием "благодарности к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели". 

Автором первого проекта храма был архитектор Александр Витберг. Согласно его плану, местом возведения храма Христа Спасителя должны были стать Воробьевы горы, а сам собор должен был состоять из трех частей, связанных между собой и символизировавших Воплощение, Преображение и Воскресение. В нижнем храме предполагалось похоронить останки павших в боях во время Отечественной войны 1812 года. Храм был торжественно заложен в 1817 году, однако планам Витберга не суждено было воплотиться в жизнь: горы начали оседать под тяжестью возводимого сооружения, а Николай I, сменивший Александра I на российском престоле, и вовсе нашел проект Витберга неудачным и неосуществимым. Вместо него в 1832 году архитектором храма Воскресения Христова был назначен Константин Тон. 

Храм решено было возвести на месте бывшего Алексеевского женского монастыря. В связи с этим долгое время существовала легенда, согласно которой одна из монахинь, возмущенная переносом монастыря, в сердцах прокляла место возведения храма и предрекла, что ни одно сооружение не простоит на этом месте более 50 лет. Как бы то ни было, место строительства было выбрано как нельзя более удачно: храм был виден с любой точки Москвы, а соседство с Кремлем подчеркивало глубокую связь нового храма Христа Спасителя с русской историей и культурой. 

На строительство и внутреннюю отделку храма Христа Спасителя ушло почти 40 лет: он возводился с 1839 по 1883 год. 26 мая 1883 года храм был торжественно освящен в присутствии Александра III и императорской семьи. 

В плане собор представлял собой равноконечный крест. Внешняя часть была оформлена двойным рядом мраморных горельефов работы скульпторов Клодта, Логиновского и Рамазанова. Все входные двери - всего двенадцать - были выполнены из бронзы, а украшающие их изображения святых отлиты по эскизам известного скульптора графа Ф. П. Толстого. Современников восхищали размеры храма: он мог вместить до 10 000 человек. 

Богатое внутреннее убранство храма Христа Спасителя состояло из росписей и украшений из камней - лабрадора, шошкинского порфира и итальянского мрамора. Над украшением храма работали прославленные русские живописцы - В. Верещагин, В. Суриков, И. Крамской. По периметру здание опоясывала галерея, которая стала первым музеем войны 1812 года. На стены галереи были вмонтированы мраморные доски, на которых в хронологическом порядке перечислялись все сражения русской армии, назывались имена военачальников, отличившихся офицеров и солдат. 

Первый храм Христа Спасителя просуществовал 48 лет, в связи с чем многие вспоминали о легенде про проклятие монахини. Величественный храм вызывал раздражение Советского правительства: он никак не вписывался в новую государственную идеологию и повсеместное насаждение атеизма. По распоряжению Иосифа Сталина храм Христа Спасителя был взорван 5 декабря 1931 года. 

На месте храма предполагалось построить Дворец Советов - гигантскую башню, увенчанную статуей В. И. Ленина. Однако планы по возведению здания были нарушены Второй мировой войной. В 1958–1960-х годах котлован, вырытый под фундамент Дворца, был использован для строительства открытого плавательного бассейна "Москва". 

Бассейн "Москва" просуществовал 30 лет. В конце 1980-х годов появилось общественное движение за возрождение храма Христа Спасителя, а в июле 1992 года Президент России Б. Н. Ельцин издал указ о создании Фонда возрождения Москвы. В перечне объектов, которые требовалось восстановить, на первом месте стоял Храм Христа Спасителя. Благодаря невероятно стремительным темпам ведения строительных работ уже в 2000 году полностью воссозданный храм был освящен.

Новодевичий женский монастырь.

Москва. Новодевичий женский монастырь.

Новодевичий женский монастырь расположен на юго-западе Москвы, в излучине Москвы-реки. Ансамбль Новодевичьего монастыря - выдающийся памятник архитектуры 16–17 веков. 

Самое примечательное здание в ансамбле Новодевичьего монастыря - Смоленский собор или собор иконы Смоленской Богоматери, построенный одновременно с основанием монастыря. Это монументальный пятиглавый храм с росписями 16 и 17 веков, с пятиярусным резным иконостасом и редкими иконами 17 века. Трапезная с церковью Успения, колокольни, надвратные церкви монастыря, примыкающие к ним Мариинские и Лопухинские палаты - великолепные образцы московского барокко. 

Монастырь был основан царем Василием III в 1524 году - в память о возвращении в состав русских земель города Смоленска. Отсюда и второе название монастыря - Богородице-смоленский. 

В 16–17 веках Новодевичий монастырь стал местом пострижения женщин из царской семьи. В стенах монастыря жила вдова старшего сына Ивана Грозного, царевича Ивана. Сюда же после смерти царя Федора Ивановича удалилась его вдова Ирина Годунова со своим братом Борисом Годуновым, будущим царем Борисом. В Новодевичьем монастыре окончила свои дни сестра Петра I, царевна Софья, насильственно принявшая постриг. Первая жена императора Евдокия Лопухина также была заточена в монастырь. 

Новодевичий монастырь неизменно пользовался покровительством русских самодержцев, владел обширными земельными угодьями. Монахини монастыря были, как правило, из высших слоев знати. В 1724 году здесь были устроены больница для солдат и офицеров русской армии и приют для подкидышей-девочек. 

Во время Отечественной войны 1812 года в Новодевичьем монастыре стояли французские войска. При отступлении французов монастырь был подготовлен к взрыву. Только находчивость монахинь, которые подоспели вовремя и затушили фитили, спасла монастырские здания от разрушения. 

С конца 18 века и до 1868 года Новодевичий монастырь использовался церковной властью в качестве исправительного учреждения для женщин Москвы и Московской губернии, осужденных Земским судом за неверие. 

Судьба Новодевичьего монастыря сильно изменилась в начале 20 века. В 1922 году монастырь закрыли, устроив здесь музей, который позже стал филиалом Государственного Исторического музея. Тем не менее с 1980 года в Новодевичьем монастыре размещается резиденция митрополита Крутицкого и Коломенского. А в 1994 году здесь снова был учрежден женский монастырь. С 1995 года в Смоленском соборе проводятся службы по престольным праздникам. 

Еще в 16 веке на территории Новодевичьего монастыря было устроено кладбище, на котором хоронили представителей церковной и светской знати. В 19 веке на территории монастыря были похоронены герои Отечественной войны 1812 года, среди которых был гусар и поэт Денис Давыдов, декабристы С. Трубецкой и М. Муравьев-Апостол, а также известные деятели культуры, в том числе историк С. Соловьев и философ В. Соловьев. 

Новодевичий монастырь, включенный ЮНЕСКО в список всемирного культурного наследия, считается одним из старейших и красивейших монастырей России. 

10 августа 2004 года Новодевичьему монастырю исполнилось 480 лет.

Поклонная гора.

Москва. Поклонная гора.

Поклонная гора - пологий холм на западе Москвы, между реками Сетунь и Филька. Когда-то Поклонная гора находилась далеко за пределами Москвы, а с ее вершины открывалась панорама города. Путешественники часто останавливались здесь, чтобы взглянуть на Москву и поклониться ей - отсюда произошло и название горы. 

Впервые Поклонная гора упоминается в документах 16 века. В то время ее называли немного иначе - Поклонная гора на Смоленской дороге. Именно на Поклонной горе Наполеон в 1812 году тщетно дожидался ключей от Москвы, через нее же в годы Великой Отечественной войны шли на фронт солдаты защищать Родину. 

Первый проект мемориала Победы на Поклонной горе был предложен еще в 1942 году, но тогда осуществить его было, конечно, невозможно. 

Памятный знак с надписью "Здесь будет сооружен памятник Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов" был установлен на Поклонной горе 23 февраля 1958 года. Вокруг знака был заложен парк Победы. 

Проектирование и строительство мемориального комплекса на Поклонной горе затянулось на много лет. Его торжественное открытие, приуроченное к 50-летию победы над фашизмом, состоялось 9 мая в 1995 года. 

Мемориальный комплекс, расположившийся на 135 гектарах, включает в себя Центральный музей Великой Отечественной войны, монумент Победы и три храма трех конфессий, построенные в память о погибших на войне. Храм св. Георгия Победоносца был построен в 1995 году, Мемориальная мечеть возведена в 1997 году, а Мемориальная синагога - в 1998 году. 

Центральный музей Великой Отечественной войны находится на круглой площади Победителей, к которой от Кутузовского проспекта ведет центральная аллея парка Победы. В музее, учрежденном в 1986 году, хранится около 50 тысяч экспонатов по военной истории. В специальных витринах расположены Книги Памяти - 385 томов, в которые вписаны имена людей, павших на войне. В музее, среди прочих экспонатов, хранится Знамя Победы - красное знамя, водружённое 30 апреля 1945 года над зданием рейхстага в Берлине. Рядом с музеем развернута постоянная выставка военной техники. 

Посреди площади Победителей стоит обелиск высотой 141,8 метров. Он символизирует 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны. На стометровой отметке закреплена бронзовая фигура богини Победы - Ники. У подножия обелиска, на гранитном подиуме, установлена статуя святого Георгия Победоносца, который копьем поражает змея - символ зла. Обе скульптуры были выполнены З. Церетели. 

В 2003 году на территории Мемориала была открыта часовня, воздвигнутая в память об испанских добровольцах, которые погибли в Великой Отечественной войне.

Арбат.

Москва. Арбат.

Арбат - одна из самых известных московских улиц, расположенная между площадью Арбатские ворота и Смоленской площадью. Арбат, давно ставший символом старой Москвы, увековечен в стихах, в прозе, в песнях и в кино. В наши дни под этим названием мы подразумеваем небольшую улицу, которая в последние годы стала пешеходной зоной, но на самом деле Арбат - это исторический район Москвы, который в 1993 году отметил свое 500-летие. 

Улица Арбат - одна из древнейших улиц российской столицы. Ее экзотическое название происходит от арабского слова "арбад" ("рабад"), означающего "пригород, предместье". Вероятно, это слово было занесено в Москву крымскими татарами или арабскими купцами в 15 веке. В середине 17 века была попытка переименовать улицу Арбат в Смоленскую, но это название не привилось. 

На Арбате сначала селились ремесленники и купцы, но к концу 18 века их вытеснили дворяне. В 19 веке начался настоящий арбатский бум: селиться на Арбате и в его переулках стало престижно и модно. Толстые, Растопчины, Гагарины, Долгорукие, Кропоткины - все эти имена, оставшиеся в русской истории, связаны с Арбатом. Арбат был тихим, "домашним" районом: здесь строились небольшие особняки в стиле ампир и деревянные дома, окруженные садами; на Арбате почти не было магазинов. В районе Арбата селились врачи, литераторы, юристы. В разное время на Арбате жили или бывали А. С. Пушкин, С. Рахманинов, А.Скрябин, Н. Гоголь, Л. Толстой, М. Салтыков-Щедрин, А. Чехов, А. Блок. С Арбатом неразрывно связана жизнь режиссера Е. Вахтангова и история театра, который носит его имя. 

К концу 19 века Арбат начал понемногу приобретать облик, близкий к современному. Появились трехэтажные дома, увеличилось число магазинов, началось строительство многоэтажных доходных домов. 

При Советской власти в облике Старого Арбата произошли необратимые изменения. В начале 1960-х годов по его переулкам (Кречетниковский переулок, Собачья площадка, частично Большая Молчановка и Малая Молчановка) была проложена часть проспекта Калинина, позже переименованная в Новый Арбат. Это привело к уничтожению многих памятников архитектуры 18–19 веков. Новую улицу москвичи метко прозвали "вставной челюстью". 

В 1974–1986 годах на Арбате была создана пешеходная зона с обилием маленьких магазинов и кафе, оживлённой уличной торговлей. Здесь работают художники, выступают уличные певцы, продаются русские сувениры. Старый Арбат обрел новую популярность, правда, в основном у приезжих, потому что многие коренные москвичи критически отнеслись к такому преображению знаменитого уголка Москвы. Булат Окуджава, воспевший Старый Арбат во многих своих стихах и песнях, сказал, увидев освещенную гроздьями круглых фонарей пешеходную зону: "Арбат офонарел". 

На Арбате расположены музей-квартира А. С. Пушкина, дом-музей Марины Цветаевой, дом-музей М. Ю. Лермонтова. Особый интерес представляют сохранившиеся старинные особнячки с лепниной, балконами и кариатидами. В доме №2 по улице Арбат находится знаменитый ресторан "Прага", существующий с 1872 года. Дом №4 некогда принадлежал дворянам Загряжским - родственникам жены Пушкина Н. Гончаровой. В доме №26 на Арбате размещен Театр имени Вахтангова. Здание театра было построено на месте старинного особняка, в который в 1941 году попала бомба. Привлекают внимание дом №11 с вычурным фасадом, украшенным львиными масками, и дом № 35, на фасаде которого стоят рыцари. Эти дома, построенные в начале 20 века, воплотили причуды своих бывших владельцев. В доме №43, надстроенном в середине 1930-х годов, жили в разное время поэт Андрей Белый и Булат Окуджава, а в доме №51 разворачивались события книги А. Рыбакова "Кортик".

Китай-город.

Москва. Китай-город.

Китай-город - один из старейших исторических районов Москвы. Он примыкает с востока к Кремлю, с юга - к Москве-реке; с севера ограничен Охотным рядом, а с северо-востока - Старой и Новой площадями. 
Заселение древнейшей, южной части Китай-города (нынешнее Зарядье) началось еще в 11 веке. В 14 веке эту территорию уже занимал торговый и ремесленный посад, выросший под стенами Кремля. Само название "Китай-город" появилось уже в 16 веке, когда ремесленников вытеснили из этого района бояре и духовенство. Название, между прочим, не имеет ничего общего с Китаем. Оно происходит предположительно от древнерусского слова "кита" - так называлась связка жердей, которые использовали при строительстве укреплений. 
Вначале Китай-город был обнесен земляным валом и бревенчатыми укреплениями, а в 1535–1538 годах на их месте построили Китайгородскую стену. В то время Китай-город, как и Красная площадь, был уже важным торговым центром Москвы. И не только торговым: в 16 веке здесь, на Никольской улице был построен Печатный двор, где работал первопечатник Иван Федоров; в конце 17 века - Монетный двор; в 1687 году в Заиконоспасском монастыре была открыта Славяно-греко-латинская академия - прообраз университета. 
В 1812 году, когда Москва была захвачена наполеоновской армией, Китай-город почти полностью сгорел и при восстановлении застраивался только каменными зданиями. 
В конце 19-начале 20 века Китай-город стал деловым центром Москвы, своеобразным "Сити". Здесь размещались банки, биржа, торговые конторы. Для многих учреждений были выстроены многоэтажные здания в стиле модерн. На Никольской улице традиционно была сосредоточена книжная торговля. Здесь же находился крупнейший в городе книжный магазин знаменитого книгоиздателя И. Сытина. А у Китайгородской стены устраивались книжные развалы. 
В самом конце 19 века были построены Верхние (сегодня - здание ГУМа) и Средние торговые ряды. Нижние торговые ряды, которые существовали в Китай-городе с 17 века и неоднократно перестраивались, были разобраны в ходе реконструкции Красной площади. 
За годы Советской власти Китай-город не раз подвергался реконструкциям - были снесены ветхие строения, расширены узкие проезды, построены станции метро. В наши дни Китай-город - одна из девяти заповедных зон, созданных по решению московского правительства. В этом историческом районе Москвы больше не ведется новое строительство, а отреставрированные старинные дома, палаты и церкви отданы под музеи, концертные залы и другие культурные учреждения.

Площадь Европы.

Москва. Площадь Европы.

Площадь Европы, расположенная у Киевского вокзала, была торжественно заложена в сентябре 2001 года, в дни празднования "Дня города". Открытие площади состоялось ровно через год, 15 сентября 2002 года. 

Строительство площади Европы в Москве было осуществлено в рамках совместного российско-бельгийского проекта. По замыслу московского правительства, площадь Европы в Москве должна символизировать стремление России к интеграции в Европейское сообщество. Руководителем проекта выступил главный архитектор Российской Академии наук Ю. Платонов, награжденный в 2004 году орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени. 

Архитектурный комплекс площади включает 48 колонн с флагами европейских стран, ресторан "Европа" и скульптуру "Похищение Европы". В целом комплекс занимает около 3 тысяч кв. м. В центре площади Европы расположен фонтан со скульптурной композицией "Похищение Европы", созданный бельгийским скульптором Оливье Стребелем. 

Скульптура "Похищение Европы", подаренная Москве властями бельгийской столицы, представляет собой сложную композицию из стали, пара и воды. Это самая большая абстрактная скульптура в столице. Традиционный мифологический сюжет воплощен в ней весьма своеобразно. Гигантское, стремящееся к небу сплетение серебристых труб из нержавеющей стали олицетворяет голову быка-Зевса и девушку-Европу в его рогах. Если под определенным углом и при нужном освещении посмотреть на скульптуру, можно отчетливо увидеть силуэт женщины.

Московский государственный университет.

Москва. Московский государственный университет. МГУ

Московский университет, отметивший свое 250-летие в январе 2005 года, по праву считается старейшим университетом России. 

Московский университет был основан в 1755 году. Во многом учреждение в Москве университета стало возможным благодаря усилиям выдающегося российского ученого-энциклопедиста М. Ломоносова. Ломоносов придавал большое значение развитию высшего образования в России, и именно его предложения легли в основу проекта нового учебного заведения. Указ о создании Московского университета был подписан императрицей Елизаветой 12 (25 по новому стилю) января 1755 года, в день святой Татьяны по православному церковному календарю. С тех пор "Татьянин день" традиционно отмечается студентами как праздник Московского университета. 

Первоначально университет размещался в здании Главной аптеки на Красной площади. В соответствии с планом Ломоносова в Московском университете были образованы 3 факультета: философский, юридический и медицинский. В отличие от европейских университетов, в Московском университете не было факультета богословия. Кроме того, лекции здесь читались не только на общепризнанном тогда научном языке - латыни, но и на русском. Поступать в университет могли выходцы из любых сословий, исключая крепостных крестьян. Плата за обучение поначалу не взималась, а позднее от нее освобождали неимущих студентов. Такая политика определила демократический характер Московского университета. 

Через год после учреждения университет открылась университетская библиотека. Больше ста лет она была единственной общедоступной библиотекой в Москве. 

В 1786–1793 годах на углу Большой Никитской и Моховой улиц для университета было построено специальное здание. Это внушительное здание П-образной формы пострадало при пожаре 1812 года и было перестроено в стиле русского ампира. В 1833–1836 годах на противоположном углу Большой Никитской и Моховой улиц возвели так называемое новое здание университета с университетской церковью святой Татьяны. 

Московский университет играл огромную роль в распространении и популяризации научных знаний. На базе университета создавались научные общества, а на университетских лекциях и студенческих диспутах разрешалось присутствие публики. В типографии университета выпускалась газета "Московские ведомости". 

В стенах Московского университета обучалось немало знаменитых личностей: декабристы А. и Н. Муравьевы, С. Трубецкой, П. Каховский, писатели Д. Фонвизин, В. Жуковский, А. Грибоедов, М. Лермонтов, В. Белинский, А. Герцен, Ф. Тютчев, А. Чехов, театральные деятели В. Немирович-Данченко и Е. Вахтангов. 

После Октябрьской революции Московский университет получил статус государственного учреждения. В университете были организованы новые кафедры и факультеты. В 1940 году, когда праздновалось 185-летие университета, ему было присвоено имя М. Ломоносова. 

В 1950-х годах по проекту архитектора Л. Руднева было построено новое высотное здание Московского университета на Воробьевых (Ленинских) горах. В 1953 году туда переехали технические и естественные факультеты университета. В 1950–1970-е годы на Воробьевых горах был построен целый университетский комплекс, где разместились почти все факультеты МГУ, и только четыре из них остались в зданиях на Моховой. 

С развитием международных связей университет превратился в крупный международный центр подготовки студентов и аспирантов. В июне 1992 указом Президента Российской Федерации Московский университет получил статус самоуправляемого высшего учебного заведения. 

В наши дни Московский государственный университет имени Ломоносова - это крупнейший классический университет в Российской Федерации. В нем обучаются свыше 40 тысяч студентов и аспирантов, ведутся подготовительные занятия для более 10 тысяч школьников. Многие преподаватели и профессора Московского университета - Нобелевские лауреаты, лауреаты Государственных премий СССР и России. 

Культурно-просветительские традиции Московского университета продолжает издательство МГУ, которое выпускает учебную, научную и научно-популярную литературу. Библиотека МГУ по-прежнему является крупнейшей университетской библиотекой в России. 

Два с половиной века деятельности Московского университета - это громадный, неоценимый вклад в культуру, науку и историю Российского государства.

Музей-усадьба «Архангельское».

Москва. Музей-усадьба "Архангельское"

Государственный музей-усадьба "Архангельское" расположен в Красногорском районе Московской области, в 20 километрах к западу от Москвы. Эта усадьба - замечательный памятник русской художественной культуры. Всемирную известность Архангельскому принесли и величественная красота самой усадьбы, и разнообразие уникальных музейных коллекций. 

До 1810 года Архангельское принадлежало князьям Голицыным, но подлинный расцвет усадьбы начался после того, как она перешла во владение богатого русского вельможи, ценителя искусств и мецената князя Н. Юсупова. При новом хозяине Архангельское стало одним из самых популярных центров светской жизни Москвы. Усадьбу посещали российские императоры, знатные дворяне, политические деятели, известные поэты и публицисты. 

Архитектурный ансамбль Архангельского включает в себя Большой дворец, церковь Михаила Архангела, театр, храм-усыпальницу "Колоннада" и регулярный парк 18 века с Малым дворцом "Каприз". 

Большой дворец в Архангельском был возведен в 1786–1790 годах русскими мастерами по проекту французского архитектора Ш. де Герна. Высокая въездная арка ворот с ажурной чугунной решеткой ведет к парадному двору, в глубине которого возвышается дворец. Двойные белокаменные колоннады, соединяющие дворец с флигелями, торжественно обрамляют парадный двор. Над вторым этажом здания выстроен бельведер, придающий дворцу неповторимый облик. В одном из флигелей дворца располагались знаменитая картинная галерея и библиотека князя Юсупова. 

Каменная церковь Михаила Архангела была построена в 1660-х годах на месте деревянной церкви 16 века. Перед северным фасадом церкви в 1826 году была возведена стена с массивным арочным проемом. 

В театре, выстроенном в 1817–1818 годах по проекту П. Гонзаго, сохранились до наших дней декорации и занавес работы этого знаменитого итальянского художника-декоратора. 

Храм-усыпальница "Колоннада" - наиболее позднее сооружение на территории усадьбы. Монументальное, увенчанное куполом здание с гранитными колоннадами было построено в 1909–1916 годах после гибели на дуэли одного из князей Юсуповых, но никогда не использовалось по назначению. 

Регулярный парк 18 века, занимающий центральную часть усадьбы Архангельское, был разбит одновременно со строительством Большого дворца. Террасы парка, спускающегося к берегу Москвы-реки, украшены мраморными статуями, бюстами, вазами и скамьями работы итальянских мастеров. В западной части парка расположены Малый дворец "Каприз" и павильон "Чайный домик", в восточной - беседка "Розовый фонтан". С юга регулярный парк когда-то замыкали две большие оранжереи с жилыми корпусами. В 1930-е годы на их месте построили корпуса санатория "Архангельское". 

В наши дни усадьба Архангельское представляет собой музей с уникальными собраниями живописи 17–19 веков, гравюры, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. В музее хранится одна из крупнейших в России коллекций редких книг - около 16 тысяч томов. 

Долгие годы Государственный музей-усадьба "Архангельское" находился в ведении Министерства обороны. В ноябре 1985 года он был закрыт на реставрацию, а в январе 1997 года передан в ведение Министерства культуры РФ. 

С 1998 года в музее-усадьбе Архангельское, возрождающей прежние традиции, проводятся концерты классической музыки "Осенний дивертисмент в Архангельском" и музыкальные вечера под открытым небом.

Усадьба Кусково.

Москва. Усадьба Кусково

Уникальный памятник 18 века усадьба Кусково, в прошлом - загородная резиденция графов Шереметевых, расположена в Перовском районе Москвы. Архитектурный ансамбль усадьбы сложился в середине 18 века. До наших дней сохранились замечательные усадебные постройки - дворец, Грот, Эрмитаж, Большая каменная оранжерея, старинная церковь, Итальянский и Голландский домики. Особой достопримечательностью Кусково является прекрасно сохранившийся французский регулярный парк с прудами, оригинальными павильонами и мраморной скульптурой. 

Ансамбль Кусково был построен крепостными архитекторами Ф. Аргуновым, А. Мироновым и Г. Дикушиным при участии К. Бланка. Центральное место в ансамбле занимает дворец, построенный в 1769–1775 годах К. Бланком по проекту Ш. де Вайи. Деревянное здание дворца с каменным цокольным этажом было выполнено в стиле раннего классицизма с элементами барокко. Во дворце сохранились планировка и подлинные интерьеры 18 века, а также уникальная коллекция живописи, включающая портреты русских императоров, подаренные хозяевам усадьбы, и портреты нескольких поколений самих графов Шереметевых. 

Одно из самых интересных сооружений в Кусково - Грот, построенный в 1755–1761 годах под руководством Ф. Аргунова. Каменный павильон в стиле барокко на трехступенчатом цоколе щедро декорирован скульптурой в нишах, украшениями на фронтонах, львиными масками над окнами. Стены Грота оформлены цветным стеклом и известковым туфом. По замыслу архитектора Грот должен был олицетворять стихию камня и воды. 

Эрмитаж, возведенный под руководством К. Бланка в 1765–1766 годах, - один из лучших памятников парковой архитектуры в русском зодчестве 18 века. Павильон, построенный в стиле барокко, был снабжен уникальными подъемными механизмами и предназначался для приема узкого круга лиц без присутствия прислуги. 

Большая каменная оранжерея в стиле барокко была выстроена по проекту Ф. Аргунова в 1761–1783 годах. Большой центральный павильон оранжереи соединяют с меньшими боковыми павильонами застекленные галереи. В центре двусветной части большого павильона был устроен зал для концертов и танцев. 

В 1919 году усадьба Кусково получила статус Государственного музея, а с 1938 года была объединена с единственным в России музеем керамики. Сегодня музей "Кусково" обладает одной из крупнейших в мире коллекций керамики и стекла от античности до наших дней. В фондах музея хранится свыше 30 тысяч произведений русского и зарубежного искусства, как-то: итальянская майолика, венецианское, английское и русское стекло, мейсенский, севрский и восточный фарфор. Предмет особой гордости музея - уникальные собрания фарфора из российских мануфактур, начиная с 18 века.

Усадьба Останкино.

Москва. Усадьба Останкино

Усадьба Останкино - уникальный по сохранности памятник русской архитектуры XVIII века, расположенный в северной части Москвы. Когда-то подмосковная, эта усадьба располагается теперь в 20 минутах езды от Кремля и привлекает любителей прекрасного строгими формами классицистической архитектуры, изысканной красотой интерьеров дворца и уединенной тишиной старинного парка. Ансамбль усадьбы складывался на протяжении нескольких столетий. Первые сведения об Останкине относятся к середине XVI века.

Самый старый из ныне сохранившихся на территории усадьбы памятников - Церковь Живоначальной Троицы конца XVII века с девятиярусным резным иконостасом. Два его нижних яруса относятся ко времени постройки церкви, остальные - к концу XVIII века. Пятиглавый храм в стиле "московского узорочья" возведен из красного кирпича, отделанного белым резным камнем и полихромными изразцами.

Строилась церковь князьями Черкасскими, владевшими усадьбой с первой четверти XVI по середину XVIII века. При них Останкино представляло собой богатую княжескую резиденцию с красивым храмом, большим барским домом и обширным садом. Усадьба была в то время столь хороша и благоустроена, что здесь четыре раза подряд принимали императрицу Елизавету Петровну.

Существующий ныне Останкинский дворец построен одним из самых богатых и знатных людей своего времени графом Николаем Петровичем Шереметевым в последнее десятилетие XVIII века. В род Шереметевых Останкино перешло в 1743 году в числе приданного за его матерью, урожденной княжной Черкасской. Родители Николая Петровича в качестве подмосковной резиденции избрали Кусково и потому до конца XVIII века Останкино имело преимущественно хозяйственное значение. Над проектом этого необычного дворца работали известные русские архитекторы Ф.Кампорези, В.Бренна и И.Старов. Воплощали его крепостные архитекторы графа - А.Миронов и П.Аргунов. Строительство длилось с 1792 по 1798 гг. Выстроен дворец целиком из дерева, но оштукатуренные стены его кажутся каменными. Воплощение незаурядной идеи было оценено по достоинству.

Архитектурно-парковый ансамбль Царицыно.

Москва. Архитектурно-парковый ансамбль Царицыно.

Архитектурно-парковый ансамбль Царицыно - примечательный памятник истории и культуры 18–19 веков. Построенный в стиле неоготики, он предназначался для подмосковной резиденции Екатерины II. 

Когда-то на месте Царицино находилось село Черная Грязь, принадлежавшее князьям Кантемирам. Современное название усадьба получила в 1775 году, когда была куплена у прежних владельцев Екатериной II. В 1776–1785 годах в усадьбе с размахом велось строительство по проекту архитектора В. Баженова. В 1779–1782 годах были построены два дворца, которые соединяла галерея с ажурной аркой ворот; в 1784–1785 годах - Большой Кавалерский корпус и Хлебный дом. Одновременно с постройкой дворцов и павильонов был разбит пейзажный парк. Здания, построенные в готическом стиле, отличались эффектным сочетанием красной кирпичной кладки с белокаменными цоколями и декоративными деталями. 

Однако работа Баженова не пришлась по вкусу царственной заказчице: помимо всего остального, Екатерину возмутило обилие в декоре масонских символов - и архитектор был отстранен. Продолжать строительство поручили М. Казакову. В 1797 году, через год после смерти Екатерины, строительные работы в усадьбе полностью прекратились. 

В 19 веке Царицыно перешло к Удельному ведомству и стало местом массовых народных гуляний. Среди павильонов, сохранившихся до наших дней, - галерея "Миловид" с колоннами тосканского ордера, построенная в 1804 году архитектором И. Еготовым, купольный павильон "Нерасстанкино" и восьмиколонная беседка "Золотой сноп" ("Храм Цереры"). 

В 1860 году Дворцовое ведомство объявило о продаже Царицыно под снос, однако усадьбе удалось избежать окончательного разрушения. В 1926 году усадьба была передана в ведение Главнауки, а через год был открыт музей "Царицыно". После Великой Отечественной войны были проведены восстановительные работы в парке и реконструированы парковые павильоны 19 века. 

В 1984 году в Царицыно открылся Государственный музей декоративно-прикладного искусства народов СССР, а в 1993 году был создан Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник "Царицыно". Это самый большой по площади из всех музеев-заповедников Москвы.

Дом графа Остермана.

Москва. Дом графа Остермана.

Архитектурный комплекс, который коренные москвичи по привычке называют "усадьбой Остермана", формировался на протяжении 18–20 веков. Прежде на этом месте находилась городская усадьба, от которой до наших дней сохранился трехэтажный дворец с флигелями и переходами. Имя архитектора, создавшего это здание, неизвестно, но предполагается, что он принадлежал к школе архитектора М. Казакова. 

Дворец сильно пострадал при пожаре 1812 году и долго не восстанавливался. Последним владельцем усадьбы был А. Остерман-Толстой, герой Отечественной войны 1812 года и участник заграничных походов русской армии. В 1827 году он продал особняк, решив навсегда покинуть Россию. В 1834 году здание было передано Московской семинарии. 

В 1840 году особняк был восстановлен по проекту архитектора А. Щедрина. Он бережно сохранил прежние очертания дворца, но расширил его в глубину участка. Такое же бережное отношение к дому Остермана сохранялось и позднее. В 1885 году, когда семинария стала нуждаться в дополнительных помещениях, со стороны парка было пристроено двухэтажное здание епархиального общежития, не нарушив таким образом ранее сложившийся ансамбль. 

В 1918 году усадьба Остермана, как и многие другие частные дома, была национализирована. После Великой Отечественной войны здесь разместились Президиум Верховного совета и Совет Министров РСФСР. В 1949 году к корпусу бывшего семинарского общежития был пристроен трехэтажный корпус по проекту архитектора В. Гельфрейха. Однако и этот корпус не нарушил целостности ансамбля, а его высота почти скрадывалась садом. 

21 июня 1981 года в усадьбе Остермана открылся Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства. В коллекциях музея собраны изделия художественного ремесла, народных художественных промыслов, заводов художественной промышленности, авторские произведения мастеров декоративно-прикладного искусства - всего около 65 тысяч предметов, которые охватывают период с 14 века до наших дней. 

Не смотря на то, что время не пощадило служебные флигеля усадьбы, исчезли пруды и сильно изменился парк - в целом дом графа Остермана сохранил свой прежний облик и остается характерным памятником архитектуры эпохи классицизма.

Коломенское.

Москва. Коломенское.

Древнее село Коломенское, расположенное в южной части Москвы, - уникальное место, где веками создавались и бережно хранились святыни русской истории. Недалеко от Коломенского находится древнейшее на территории Москвы поселение - Дьяково городище, возникшее около двух с половиной тысяч лет назад. 

Впервые село Коломенское упоминается в 1339 году, в грамоте князя Ивана Калиты. С 14 века Коломенское стало загородной резиденцией великих московских князей, а затем и русских царей. В 1606 году здесь стояло лагерем мятежное войско И. Болотникова. В Коломенском провел свои детские годы Петр I. После взятия Азова в 1696 году и победы под Полтавой в 1709 он останавливался здесь перед торжественным въездом в Москву. 

В 19 веке здания Коломенского сильно обветшали. В 1860–1880-х годах, после частичной реставрации, в Коломенском устраивались народные гуляния и даже медвежьи бои. 

С 1925 года Коломенское стало отделением музея "Покровский собор" (собор Василия Блаженного), а с 1928 года - филиалом Государственного Исторического музея. В 1930–1959 годах в Коломенском был создан архитектурный музей под открытым небом. Сюда перевезли памятники русского деревянного зодчества 17 века: медоварню из подмосковного села Преображенское, воротную башню из Николо-Карельского монастыря, башню Братского острога из Сибири, домик Петра I из Архангельска. Эти памятники деревянного зодчества были спасены благодаря непосредственному участию директора музея "Коломенское" архитектора П. Барановского. 

Архитектурный ансамбль усадьбы Коломенское, сложившийся в 16–17 веках, представляет большую художественную и историческую ценность. В комплекс Коломенского входят церковь Вознесения, церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьяковском, храм-колокольня Георгия Победоносца, церковь Казанской Богоматери, Водовзводная башня и двое каменных въездных ворот, построенных при царе Алексее Михайловиче. 

Жемчужиной этого архитектурного ансамбля по праву можно назвать церковь Вознесения, которая стала одной из первых каменных шатровых церквей в России. Церковь была построена в 1532 году, в честь рождения у великого князя Василия III долгожданного наследника - будущего Ивана Грозного. Предполагается, что строил церковь Вознесения итальянский зодчий Петрок Малый (Петр Фрязин), который возводил в Москве стены Китай-города. Стройный храм со стреловидными окнами и высоким восьмигранным шатром предназначался только для членов царской семьи. 

К сожалению, не сохранился до наших дней деревянный дворец, построенный в 1667–1671 годах для царя Алексея Михайловича. По отзывам современников, дворец был "восьмым чудом света". Он состоял из живописных высоких срубов, связанных крытыми переходами и сенями, и был украшен богатой резьбой и внутренней росписью. В 1681 году дворец был перестроен, но и это не помогло его сохранить - в 1768 году обветшавший дворец пришлось разобрать. Летом 1996 года археологи обнаружили белокаменный фундамент здания. 

В 1971 году Коломенское было объявлено государственным музеем-заповедником. В наши дни это - Государственный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник "Коломенское". Собрания музея разнообразны и поистине уникальны - от неолитических находок с территории Дьяковского городища до редких и первопечатных изданий, среди которых - первая русская печатная книга "Московский Апостол", изданная 1 марта 1564 года Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем. Уникальная коллекция резьбы по белому камню включает декор уничтоженных храмов и архитектурных памятников Москвы - Львиных ворот, Потешного дворца Московского Кремля, церкви Николая Чудотворца "Большой крест" на Ильинке, Сухаревой башни. В Коломенском находится и одна из лучших в России коллекций архитектурной и печной керамики 10-начала 20 веков. Большую часть коллекции составляет московский изразец. 

В наши дни музей-заповедник Коломенское - одно из живописнейших и популярнейших мест в Москве. Осенью 2002 года правительство Москвы утвердило комплексную целевую программу развития музея-заповедника "Коломенское", рассчитанную на 2003–2007 годы. Согласно этой программе, на территории Коломенского предполагается создать этнографический комплекс. Кроме того, за счет города будет отреставрировано сразу несколько памятников: церковь Вознесения, церковь Казанской Богоматери, ограда Государева двора, Сытный двор, Водовзводная башня и Георгиевский храм-колокольня.

Парк искусств «Музеон».

Москва. Парк искусств "Музеон".

Парк искусств "Музеон" расположен на Крымской набережной, рядом с Центральным Домом художника. Этот единственный в России Музей скульптур под открытым небом занимает территорию почти в 20 гектаров. 

Идея о создании музея скульптур возникла в 1991 году, когда по решению московского правительства были демонтированы памятники коммунистическим деятелям - таким, как Сталин, Свердлов, Дзержинский, Калинин и другие. Многие из этих памятников были созданы выдающимися скульпторами эпохи СССР - Е. Вучетичем, В. Мухиной, С. Меркуровым. Демонтированные памятники со всей Москвы были свезены на Крымскую набережную и установлены в Парке искусств московского объединения "Музеон". 

Официальной датой основания Музея скульптуры под открытым небом считается 24 января 1992 года, когда мэр Москвы Ю. Лужков подписал постановление о создании музея. В наши дни в коллекции музея около 700 уникальных скульптур из камня, дерева, бронзы и других материалов. К скульптурам советского периода прибавились работы современных российских скульпторов - В. Буйначева, Д. Тугаринова, А. Смирнова и многих других. Кроме этого, в музее представлены произведения юных дарований. 

Подобные музеи под открытым небом имеются во многих странах, но московский Музей скульптур интересен тем, что в нем собраны работы российских скульпторов разных поколений, выполненные в самых различных художественных стилях. 

Экспозиция музея состоит из трех основных разделов - исторического, современного и детского. В историческом разделе много экспонатов, посвященных военной тематике. 

На территории парка регулярно проводятся детские праздники, выставки картин, скульптур и цветов. Традицией музея стали ежегодные симпозиумы по скульптуре, во время которых новые произведения создаются прямо в парке, на глазах у посетителей.

Здание мэрии Москвы.

Москва. Здание мэрии Москвы.

Дом, в котором сегодня располагается мэрия Москвы, до Октябрьской революции служил резиденцией московских генерал-губернаторов. Таким образом, сохранилась своеобразная преемственность в назначении этого величественного здания. 

Великолепный двухэтажный дворец в стиле классицизма был выстроен в 1778–1782 годах архитектором М. Казаковым. Дворец предназначался для генерал-губернатора Москвы З. Чернышева, который, кстати, был известен тем, что под его командованием в 1762 году, во время Семилетней войны с Пруссией, русская армия заняла Берлин. После смерти Чернышева дворец был приобретен в казну, а в 1791 году перестроен Казаковым. С конца 18 века он использовался как резиденция московских генерал-губернаторов. 

Монументальное трехэтажное здание, увенчанное фронтоном, было поставлено по красной линии улицы (в градостроительстве красная линия обозначает условную линию, которая отделяет собственно улицу от территории, предназначенной под застройку). За домом располагался двор, с двух сторон огражденный боковыми корпусами. Последние были разобраны в 1929–1930 годах. 

После Октябрьской революции в доме разместился Московский совет. В 1937–1938 годах, при реконструкции Тверской улицы (тогда - улицы Горького) здание было передвинуто на новую красную линию - на 13,6 метров вглубь участка. 

В 1944–1946 годах дом на Тверской был перестроен по проекту архитектора Д. Чечулина. Над главным фасадом, украшенным мощными колоннами, надстроили еще два этажа в духе классицизма - с восьмиколонным портиком, закругленными окнами и скульптурными медальонами. Сочные цвета - красные стены, белая лепнина, позолота - подчеркивали помпезность и пышность здания. 

В наши дни в этом доме располагается мэрия Москвы. На фронтоне помещён герб города - рельефное изображение Святого Георгия Победоносца. Внутри здания сохранились оформление парадной лестницы, декоративная отделка Красного и Белого залов искусственным мрамором, убранство парадной анфилады, росписи потолков которой были восстановлены художником П. Кориным. 

Перед зданием московской мэрии расположена Тверская площадь. Двести лет назад у площади не было даже названия: она была устроена как плац, на котором по уставу проводили разводы караула. С середины 19 века площадь стали называть Тверской, а в 1912 году она получила название Скобелевской. На площади был поставлен памятник генералу М. Скобелеву, герою русско-турецкой войны 1877–1878 годов, который командовал русскими войсками в боях за освобождение Болгарии под Шипкой и Плевной. В апреле 1918 года памятник убрали, а пьедестал превратили в трибуну. Вскоре на этом месте был установлен памятник первой Конституции РСФСР работы скульптора Н. Андреева. Площадь получила название Советской. После Великой Отечественной войны постепенно разрушавшийся монумент убрали. А в 1954 году в центре площади появился бронзовый памятник основателю города князю Юрию Долгорукому. Этот монумент давно стал своеобразным символом русской столицы. Недавно площади было возвращено прежнее название - Тверская.

Московский метрополитен.

Москва. Метрополитен. Станция "Парк победы"

Впервые идея о постройке подземной железной дороги в Москве была высказана еще в начале 20 века, когда население города превысило миллион человек. Проект метрополитена, представленный в 1902 году на рассмотрение Московской городской думе, предусматривал, что часть линий будет наземной. Предполагалось, что поезда пойдут по эстакадам и тоннелям от Центрального вокзала, который намечали расположить у Красной площади. Проект отличался оригинальностью инженерных решений, но был отклонен Московской думой главным образом из-за активного противодействия владельцев трамвайной компании. 

К идее постройки метро в главном городе России вернулись уже при Советской власти. Первый, опытный туннель начали прокладывать в 1931 году, но строительство первой очереди развернулось в 1932 году. На сооружение метрополитена в Москве расходовался 21 процент городского бюджета. Планы были грандиозные, но для их выполнения не хватало технических средств - оставалось полагаться на пропаганду и массовый энтузиазм трудящихся. Был объявлен всесоюзный набор молодежи для работы в Метрострое. В строительстве приняли участие шахтеры Донбасса, бетонщики Днепростроя, а также московские комсомольцы. История строительства московского метро художественно отражена в фильме "Добровольцы". 

Первая линия Московского метрополитена - от станции "Сокольники" до станции "Охотный ряд" и далее до станций "Парк культуры" и "Смоленская" - была открыта для всеобщего пользования 15 мая 1935 года, в 7 часов утра. Люди всю ночь стояли перед дверями вестибюлей, чтобы оказаться в числе первых пассажиров неслыханной новинки. 

В проектировании станций принимали участие видные советские архитекторы, среди которых был А. Щусев, создатель Мавзолея. Величественные станции-дворцы были украшены витражами, росписями, майоликой, скульптурными группами, облицованы мрамором, гранитом и другим отделочным камнем. 

Метрополитен быстро стал привычной частью Москвы. В годы Великой Отечественной войны станции метрополитена служили бомбоубежищами сотням тысяч москвичей. На некоторых станциях располагались военные и государственные учреждения. Например, на станции "Кировская" находились отделы Генерального штаба Красной Армии. Поезда там не останавливались, а перрон был отгорожен от путей высокой фанерной стеной. Строительство новых линий продолжалось даже в военное время. 1 января 1943 года была открыта линия от станции "Площадь Свердлова" (ныне "Театральная") до станции "Завод имени Сталина" (ныне "Автозаводская"). 

После войны новые станции строили уже с меньшей пышностью - использовали железобетонные конструкции и более дешевые материалы. Это стремление к экономии обезличило многие станции, превратив их в обыкновенные транспортные узлы. И только в 1970–1980-х годах наметилось возрождение индивидуального подхода к оформлению станций метро. 

В наши дни Московский метрополитен занимает первое место по напряженности перевозок среди метрополитенов всего мира. Общая длина линий метро составляет свыше 265 километров, а с раннего утра до поздней ночи пассажиров принимают 170 станций. 

Московское метро растет вместе с городом. До 2010 года городская администрация планирует ввести в строй более 80 км новых линий, которые свяжут центр столицы с ее самыми отдаленными окраинами.

Всероссийский выставочный центр.

Москва. Всероссийский выставочный центр - ВВЦ. Раньше ВДНХ.

ВДНХ (Выставка достижений народного хозяйства), в последние годы переименованная в ВВЦ (Всероссийский выставочный центр), занимает особое место в российской столице. Как и в доперестроечные времена, ВВЦ притягивает к себе десятки тысяч людей из разных уголков России, ближнего и дальнего зарубежья. ВВЦ - это и выставочный полигон, и зеленая зона отдыха, и огромный торговый центр. 
Уникальный облик этой некогда всесоюзной выставки формировался на протяжении десятилетий. Выставка, которая называлась вначале ВСХВ (Всесоюзная сельскохозяйственная выставка), открылась на севере Москвы, в Останкино 1 августа 1939 года. Выставка представляла собой целый город площадью 136 гектаров с обширным парком, прудами, многочисленными павильонами и сельскохозяйственными постройками. В общей сложности она включала в себя 250 больших и малых зданий. От арки главного входа широкая аллея вела к главному павильону. Рядом располагалась 52-хметровая башня с 13-метровой статуей тракториста и колхозницы, державших над головой сноп пшеницы. Эта скульптура стала эмблемой ВСХВ. По периметру прямоугольной площади колхозов были возведены павильоны союзных республик. Выставка имела небывалый успех. С 1 августа по 25 октября 1939 года ее посетило свыше 3,5 миллиона человек. 
С 1941 по 1954 годы ВСХВ была закрыта, а в 1954 году была проведена реконструкция выставки. Территорию ВСХВ расширили до 207 гектаров, увеличили количество зданий до 383, новый вход на выставку удобно связали со станцией метро. В дополнение к восьмиугольной площади Механизации была создана еще одна восьмиугольная площадь у главного павильона. Их связали два фонтана - "Дружба народов" и "Каменный цветок". Павильоны, выстроенные в эти годы, отличались подчёркнутой монументальностью и излишней помпезностью. 
В 1958 году была образована Всесоюзная выставка достижений народного хозяйства. Кроме ВСХВ, в нее вошли уже существовавшие к тому времени промышленная и строительная выставки. 
В 1960–1980-е годы ВДНХ представляла собой уникальное по своей масштабности зрелище. Здесь демонстрировались все научные и промышленные достижения СССР, проводились международные выставки и ярмарки. Обойти всю ВДНХ за один день было просто невозможно: длина всех аллей составляла около 65 км., а экскурсантов возили по выставке микроавтобусы. Летом вся выставочная территория превращалась в огромный сад. К услугам посетителей были аттракционы, танцевальная веранда, Зеленый театр, два летних кинозала. На выводном круге выставки зимой устраивались катания на русских тройках. У Северного входа выставки стояла знаменитая скульптура В. Мухиной "Рабочий и колхозница", созданная для советского павильона на международной выставке 1937 года в Париже. 
В 1989 году ВДНХ была преобразована во Всесоюзный, а с 1992 года - Всероссийский выставочный центр (ВВЦ). Сейчас ВВЦ успешно сочетает коммерческую и просветительную деятельность. Многие павильоны выставочного центра отданы в аренду торговым фирмам. 
ВВЦ остается крупнейшим и наиболее посещаемым выставочно-ярмарочным комплексом страны, на котором традиционно представляются образцы достижений экономики, науки и культуры России и стран СНГ.

Карта сайта

Курсы валют 21/11

Внутренний курс

$ 60,4601 руб. € 71,0587 руб.

Курс ЦБ

$ 59,2746 руб. € 69,6654 руб.
12+

Связаться с нами

Телефон поддержки туристов: +7 495 825–25–00

Главный офис

(ТОЛЬКО ДЛЯ ТУРАГЕНТСТВ) на м. Савеловская, схема проезда
Агентствам +7 495 280–08–16 +7 495 280–08–17 (факс)
Туристам +7 495 825-25-00

Авиакасса

+7 495 280–08–15 (142)

© 2001-2017 Туроператор «Дельфин». Все права защищены