Туристам
+7 495 825-25-00
Агентствам
+7 495 280-08-16
Будни: 9:00-20:00, Сб: 10:00-16:00, Вс: выходной
СтраныГде купитьТуристамАгентствамО нас

Сочи, Крым, Абхазия: эксперт раскрыл важные нюансы летнего отдыха

Туроператор Дельфин www.delfin-tour.ru

«Отдых без моря — деньги на ветер», — рассуждают россияне, прикидывая, где лучше отдохнуть в этом году на Черном море. Аэропорты Анапы, Краснодара, Симферополя из-за специальной операции на Украине закрыты. О том, не получится ли, что в Сочи, где функционирует аэропорт, случится аншлаг, а Крым и Анапа окажутся в проигрыше, а также о ценах на отдых и чартерных поездах, мы поговорили с генеральным директором туроператора «Дельфин» Сергеем Ромашкиным.

Сочи и Абхазия, конечно, в этом году в лучшем положении, поскольку функционирует аэропорт в Адлере, — говорит Ромашкин. — Более того, количество рейсов увеличивается. Поскольку сейчас у российских авиакомпаний не столь богатый выбор для летних программ, все по максимуму включают рейсы в Сочи.

— Анапу, Геленджик и Крым можно назвать «пострадавшими»?

— В Анапе ситуация получше, там спад поменьше, чем в Крыму, потому что там работают два фактора. Во-первых, там получше с поездами. Сейчас в Крым билеты на поезд купить уже нельзя, а в Анапу можно, —практически на любой день лета. Оснащенность Анапы железнодорожными перевозками значительно лучше, чем в Крыму. Все поезда, идущие в Сочи, проходят через Анапу.

Есть и второй фактор, который позволяет лучше «грузиться» Анапе, чем соседнему Крыму. У нас есть статистика, из каких регионов в Анапу прибывают туристы. В лидерах, как сами понимаете, — Москва и Московская область. На третьем месте — Краснодарский край. Вместе они дают колоссальную загрузку. Жители Краснодарского края активно ездят на свои курорты. И не один раз за лето, а 5-6 раз, часто — на выходные дни и праздники. Мы увидели, что в мае в Анапе — 80-90% загрузки дали жители Краснодарского края, а не центральной России. Это понятно, праздники длились три дня, именно они смогли доехать до моря на поезде или на своих машинах за столь короткое время, а потом вернуться домой.

Анапа в принципе «грузится» неплохо, там спад идет примерно на 10-15% по отношению к 2021 году. Нижняя точка пройдена, и я не исключаю, что Анапа в середине или в конце июня выйдет на прошлогодние показатели.

— А что можно сказать о Крыме?


— Крым оказался наиболее зажат транспортной логистикой. Туда идет не так много поездов. Недавно было интервью с руководителем компании, которая является оператором железнодорожных перевозок в Крым. Он рассказал, что возможности его компании исчерпаны. Это во многом связано с инфраструктурой. Летом за день в Крым прибывает девять пар поездов (то есть — туда и обратно).

Перевозчик запустил дополнительные поезда, у них было чуть более 400 вагонов, а к летнему сезону они добавили еще 200. Сообщается, что с 1 июня начинает ходить поезд «Адлер — Симферополь». Можно прилетели в Адлер и уже оттуда на поезде отправиться в Крым. То же самое и с аэропортом в Минеральных Водах. Также запущен поезд Анапа — Керчь — Феодосия, который курсирует дважды в день, а в выходные — три раза.

— В мае мы просили руководство Крыма помочь нам организовать чартерный поезд. Но, как выяснилось, все «нитки» под пассажирские перевозки из центра России в Крым задействованы. Плотность потока по железной дороге такова, что туда невозможно, вне утвержденного графика, включить какой-то новый поезд. Железная дорога — это не небо, которое всегда открыто, она плотна занята. График перевозок планируется на год.

Сергей Ромашкин
говорит, что, если краснодарцы дают хорошую загрузку своим курортам, то крымчане значительно меньше отдыхают в своих отелях.

— На майские праздники Крым был загружен совсем мало, не было ни своих, ни практически чужих. А в Анапе — свои, краснодарские, были. Объясняется это просто: в Краснодаре нет моря, а в Крыму много крупных городов стоят на побережье. И какой житель той же Ялты переселиться из квартиры в отель? Хотя в Крыму есть программа, которая предусматривает серьезные скидки для местных жителей. Они отдыхают, но не так часто.

Как говорит наш собеседник, многих в этом году выручат автобусные туры в Крым.

— Цена на них сопоставима с плацкартом. Плацкарт в одну сторону на одного человека стоит 4500 рублей, а на автобусе — 4800. Но купе в Крым стоит 7-8 тысяч, билеты на автобус — почти в два раза дешевле. При том, что автобусы сейчас идут комфортабельные, с вай-фаем, телевизионной системой, с кондиционером, туалетом, кофеваркой. Народ там не скучает. Остановки водитель делает каждые три часа.

И еще что ценно, туристов приезжают не в Симферополь, который им совершенно не нужен, а сразу на побережье, в ту же Феодосию или Алушту. И туристы сразу оказываются на море.

— Если вы по классике приезжаете на поезде в Симферополь. Вам надо еще несколько часов, чтобы добраться до Южного берега. А это — минус две тысячи за такси. В автобусе багаж разрешают возить в неограниченном количестве. Его даже не взвешивают. Сколько турист привез — все поместится.

Эксперт говорит, что многие наши туристы все-таки верили, что самолеты полетят, если не в апреле, то в мае, если не в мае, то в июне.

— Но сейчас мы видим, что они осознали, что самолетов не будет, они вышли на рынок, оплачивают номера в отелях. Кому повезет купить билет на поезд — будет добираться в Крым по железной дороге, а кто-то считает лучшим вариантом ехать до места на своей машине.

По словам Ромашкина, основным каналом в этом году, как, впрочем, и в прошлом, будет личный автотранспорт.

— В 2021 году 62% туристов в Крым приехали на личных автомобилях. В Анапу — примерно 50%. В этом году их доля будет еще выше. Об этих туристах власти тоже должны как-то позаботиться. Мы послали свое предложение и в Крым, и федеральным чиновникам, предложив остановить дорожные работы на участке от Краснодара до Крымского моста. Я сам там проезжал на машине в ноябре. Там идет масштабная реконструкция. Она нужна, никто не спорит, это вопрос безопасности перевозок. Но в условиях этого года, когда идет большой поток туристов на личных автомобилях, можно на пару месяцев притормозить этот процесс. Или проводить ремонтные работы ночью.

Также Ромашкин обращает внимание, что основной поток идет там по платной трассе. И можно было бы сделать вариант с субсидированием этой поездки.

— Например, обнулить стоимости этой поездки. Сейчас, чтобы проехать там по платной трассе, нужно заплатить примерно 2000 рублей за машину. И столько же обратно. Мы считаем, что крымских туристов можно было бы простимулировать этой небольшой субсидией. Привез документ из отеля в Крыму, что ты у них отдыхал, — получи обратно свои деньги за проезд по платной трассе. Наша задача — как-то облегчить людям дорогу в Крым, которая и так — не простая и не дешевая. Может быть, даже стоит залить туристам по баку бензина на выезде из Крыма. Бак бензина тоже стоит около двух тысяч рублей. Люди бы сказали «спасибо», потому что это важно для семейного бюджета.

— Какой будет средний чек?


— В Крыму цены снизились по отношению к прошлому году примерно на 10%. Я думаю, что это хорошая новость для туристов. В среднем в пик сезона сутки в отеле на одного стоят где-то 2700-2800 рублей. Это отель три-четыре звезды — или с двухразовым питанием или только с завтраком. Средняя продолжительность отдыха — 10 дней. То есть, в этом году туристу надо отдать за отель за этот срок 27-28 тысяч. Если он летит в Сочи, добавьте к этому еще 10-12 тысяч, итого — 40. Если он едет на машине в Крым — плюс расходы на бензин.

— Разве в Сочи не ожидают ажиотажного спроса на жилье? Цены не поднимутся?

— Цена, что в Крыму, что в Сочи, практически одинаковая. Она зависит не от курорта, а от звездности отеля. В прошлом году в Крыму проживание в отеле в среднем стоило 2900 рублей на одного, сейчас — 2700. В Сочи цены подросли по отношению к прошлому году примерно на 6-7%. Это на самом деле немного. Мы пока не видим какого-то ажиотажного спроса. Сказать, что все туристы рванули в Сочи, нельзя. Пока продано где-то 60% мест. Был момент в марте, когда доллар начал дорожать, стали исчезать продукты, с нами начали вести разговоры о том, что надо повышать цены, потому что за прежние деньги невозможно уже кормить туристов. И сахара нет. Мы мужественно попросили их подождать месяц, а в апреле эта тема как-то сама собой затухла. Полки магазинов все были заполнены, цены отчасти вернулись на прежний уровень. Но на 6-7% мы видим удорожание отелей в Сочи.

По-прежнему, как отмечает эксперт, как в Крыму, так и в Анапе и Сочи, не хватает качественных отелей — 4-5 звезды.

— Они неплохо раскупаются, некоторые из них подняли цены на 10-15%. И при этом хорошо себя чувствуют. Да, эти отели погоды не делают. Мы же рассматриваем средний, массовый рынок. Стоимость суточного проживания в отеле 3 звезды на одного — в среднем — 2700 рублей, независимо от берега.

— Кто может ожидать наплыва туристов в этом году, так это Абхазия?


— Республика и в прошлом году хорошо поработала, поскольку не вводила из-за пандемии различных ограничений. В июле 2021-го в Краснодарский край уже нужно было везти ПЦР-тест, а с 21 августа — показать документ о сделанной прививке. А Абхазия не вводила этих ограничений. Они получили поток отдыхающих. Мы тоже часть туристов, которые оказались в Адлере без ПЦР или без прививки, оперативно перебросили в Абхазию. Многие, как не странно, о необходимых требованиях, узнали только в дороге.

В этом году, по мнению эксперта, скажется, конечно, и близость функционирующего аэропорта в Адлере.

— Есть мировая статистика, туристы предпочитают места отдыха, где перелет составляет 2-3 часа. Когда турист летит 4 часа — поток уже начинает падать. А когда свыше 5 часов — он стремительно падает.

Как говорит Сергей Ромашкин, Абхазия к тому же на 15% дешевле, чем соседний Адлер. Несмотря на то, что цены в «Стране души», как ее называют, поднялись на те же 15%.

— Абхазия остается местом для бюджетных туристов, кто хочет сэкономить, кто не любит шумное окружение. В Абхазии ширина береговой полосы — 50-100 метров, пляжи — малонаселенные. Чего не скажешь о Сочи, где в пик сезона некуда на пляже кинуть полотенце.

В Абхазии похуже с развлечениями, там нет того, к чему туристы привыкли в Сочи — разнообразных детских парков развлечений, шопинга, казино, которое есть на Красной поляне в Сочи. Но это компенсируется первозданной природой и дружелюбием местных жителей. Лежи себе на пляже, загорай, купайся, любуйся на субтропическую растительность и горы, а телефон можно выключить.

Источник: МКRU
Светлана Самоделова